После краткого обсуждения основных теорий удовлетворенности в группе студенты приступают к проведению методики анкетирования. Каждый студент получает заранее составленный перечень из 15 утверждений (потребностей в работе) и инструкцию по последовательному сравнению каждого утверждения со всеми остальными. Результаты сравнений вносятся в специальный регистрационный бланк в виде матрицы. Обработка осуществляется по пяти основным группам потребностей (по А.Маслоу) и позволяет оценить уровень их удовлетворенности.
Во второй части занятия студенты реализуют методику «критических ситуаций». Работа ведется в парах: «психолог – работник». Каждый «работник» описывает по одной рабочей ситуации наиболее удовлетворительной и наиболее неудовлетворительной, а «психолог» письменно фиксирует эти описания. Затем они меняются местами.
Полученные с помощью двух методик оценки удовлетворенности сравниваются и сточки зрения технологии проведения и с точки зрения выделяемых факторов удовлетворенности.
|
|
Методические рекомендации по изучению темы
При обсуждении теорий удовлетворенности и методик их измерения следует обратить внимание на следующие положения:
- в существующих теориях удовлетворенности недостаточно учитывается личностная предрасположенность к тому, чтобы быть удовлетворенным или неудовлетворенным работой;
- на удовлетворенность работой влияют различные внешние факторы: пол, возраст, уровень квалификации, тип трудовой деятельности и др.;
- удовлетворенность работой влияет не столько на продуктивность работы, сколько на реализуемые модели трудового поведения;
- углубленное изучение удовлетворенности трудом предполагает использование комплекса взаимодополняющих методик.
Литература
1. Антология организационной психологии/ Барри М. Стоу; (Пер. с англ.: С.Е. Пале). – М.: «ООО Вершина», 2005. – 712с.
2. Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с.
3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.
4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №4 (2часа)
Диагностика факторов трудовой мотивации
Цель: сформировать умение диагностировать мотивационный профиль по методике Ш. Ричи и П. Мартина.
План
1. Знакомство с содержательными теориями трудовой мотивации.
2. Проведение методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина.
3. Обсуждение особенностей процедуры оценивания и полученных результатов.