Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Д.Розвиток самосвідомості та мотиваційної сфери




СамоСознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Структура ССния: - имя собственное, - самооценка, - притязание на признание, - представление себя представителем определённого пола, - представление себя во времени, - отношение к правам и обязанностям. (Т.е. «Я – Петя – хороший - мальчик - был, есть и буду - имею право и должен» - это укрепляет ребёнка в жизни!)

ССние – понимание того, что собой представляет человек, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем это вызвано. ССние проявляется в СамоОценке.

Около 2л.- появляется осознание себя как индивида.

В 3г. ребёнок переходит к личному обозначению себя. К 3-4г.- появляется СамоОценка, на основе сравнения себя с другими, осознание требований к ребёнку.

К школе – возникает новый уровень ССния и волевой регуляции поведения. Характерен оформлением внутренней позиции – исходный пункт возникновения и развития волевых и др. качеств.

ССние – важнейшая, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя, найти своё место. Эта способность формируется в межличностных отношениях и проявляется в них.

ССние, как и отношение к другим, развиваются в неразрывном единстве и основаны на 2х началах:

-субъективное - целостное ощущение себя как источника сознания, воли, активности, переживаний; это ядро «Я».

-объективное – представления человека обо всём «Моё»- знания, умения, возможности, предметы. На основе этих представлений складывается СамоОценка (отношение к своим качествам) и образ себя (представления о своих способностях, возможностях, своём месте среди др.).

Соотношение 2х начал с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому.

Возникновение и развитие ССния ребёнка в первые 7 лет неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. Этапы этого развития:

-в 1 полугодии жизни субъективное начало – в отношениях с матерью, даёт начало субъективному ССнию – ребёнок начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности;

-во 2м начинает отличать положительное и отрицательное воздействие взрослых, появляется образ своего Я (узнаёт себя в зеркале) – появление объективного начала;

-на 1м году складываются обе составляющие отношения к себе – объективное и субъективное;

-в раннем возрасте возникает важнейшая сфера межличностных отношений – отношения со сверстниками, ребёнок узнаёт себя в другом – это даёт ощущение общности и сопричастности с другим; на фоне сходства, ярче высвечивается собственная индивидуальность;

-в середине дош.воз. перелом в отношении ребёнка к сверстникам и к себе – оформление объективных составляющих образа Я; ребёнок относится к себе через другого, оценка себя глазами другого становится основой СамоОценки – важной составляющей ССния. Дети 4-5л. склонны к завышенной СОценке;




-к старшему дош.воз. 6-7 лет – начинают осознавать свои желания, переживания, мотивы, которые не оцениваются, но объединяют личность ребёнка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь) – усиление субъективной составляющей ССния; ССние уже не фиксировано на своих достоинствах и оценке своих качеств, а открыто для переживаний других, другой ребёнок становится самоценной личностью, субъектом общения.

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

- Мотивы лично значимые – чувство собственного достоинства, боязнь насмешки, пренебрежения сверстников.

- Мотив стремления действовать как взрослые – связан с интересом к миру взрослых.

- Мотивы игровые – интерес к процессу игры .

- Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми. Желание ласки, похвалы заставляет считаться с правилами поведения.

- Мотив поведения – совместная деятельность приводит к желанию завоевать положительную оценку сверстников.

- Мотивы самолюбия, самоутверждения – ребёнок претендует, чтоб его уважали, слушались другие, обращали внимание, исполняли желания (самоутверждение - притязание на главную роль в игре).



- Познавательные мотивы (формируются).

- Соревновательные мотивы (формируются)– быть первым, выиграть.

- Нравственные мотивы – сначала для одобрения взрослыми. Младшие дошк. нравственно поступают с симпатичными себе людьми, в старшем дош.воз. поведение распространяется на широкий круг людей.

- Общественные мотивы (появляются) – принести пользу.

В 2-3г.- внутренних конфликтов не возникает, единственный мотив – получить то, что нравится. Но введение запрета осложняет действия ребёнка. Возникает непослушание, конфликт личных побуждений и требований взрослых.

От 5 лет появляются личностные мотивы – защита своих возможностей, желание выглядеть лучше, сильнее.

К 6-7г. становятся действующими такие социальные мотивы - как соревнование. Сила действия соц.мотивов возрастает по мере роста притязаний личности. Особенно трудно детям выбирать меж лично значимыми и общественно значимыми мотивами.

Отличительной особенностью формирования личности в дош.воз. является изменение мотивов, которыми руководствуется ребёнок. Изменения:

1) в отдельных побуждениях всё больше последовательности, они превращаются в систему мотивов. Это всё имеет ещё относительный и неустойчивый характер. Если у 6-7л. уже приобрело значение общественное мнение, то он будет оглядываться на оценку друзей в разных поступках;

2) более отчётлива различная побудительная сила мотивов. Для младших дошкольников - в заданиях игрового характера. Для 5-6л.- трудовое задание. Старшим дошкольникам – интеллектуальные задачи.

3) в дош.воз. формируется важнейшее качество побуждения – соподчинение мотивов.

Важнейшее новообразование личности дошкольника - соподчинение мотивов – мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Начинают преобладать нравственные и общественные. Наличие соподчинения – отказаться от привлекательной вещи, занятия, ради более важного, но менее интересного.

3. Д. Розвиток сприймання у дітей. Етапи засвоєння сенсорних еталонів у дошкільному віці.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Это совокупность ощущений.

В дош.воз. воспр-е превращается в особую познавательную деятельность.

Воспр-е цвета и формы – спорный вопрос. У младших дошкольников форма слита с содержанием (треугольник – это крыша дома). 5-6л. уже может выделить форму (круг как колесо, цилиндр как стакан).

Воспр-е картинки – необходимо осмысливание пространственных связей: 1 стадия (2-5г.) перечисления или предметная; 2 стадия (6-9,10л.) описания или действия; 3 стадия (после 9-10) истолкования или отношений. Т.о.: 1)Сначала фрагментарное воспр-е, затем раскрытие функциональных связей, после к раскрытию глубоких отношений: причин, связей, обстоятельств, целей. 2)Постановка вопросов ребёнку имеет огромное значение. 3)Для понимания содержания картинки огромную роль играет её название. 4)Организованное рассматривание картин – есть форма упражнения в наблюдении. Воспр-е картин – 1 из ведущих форм умственной деятельности.

Воспр-е пространства – основные категории: величина предмета, форма, удалённость (расстояние), место расположения и пространственные отношения меж предметами. Лишь после 5-6л. ребёнок ориентируется в расстоянии на основе зрительного воспр-я. До этого существенную роль играет сочетание осязательного и зрительного воспр-я (рука помогает глазу выделить отличительные признаки). В 7 ребёнок уже не испытывает необходимости ощупывать предмет. Освоение пространства требует практического опыта, овладения спец. словами (сначала – там, тут, далеко, затем – право, лево), раскрытия в деятельности: рисование, физ-ра, труд.

«Воспр-е времени – это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности» по Эльконину. 1-Время текуче, последовательно (начало, конец). 2-У человека нет специального анализатора. Время познаётся опосредованно, через жизненные процессы или часы. 3-Воспр-е искажается субъективными факторами: ожидание, увлечённость, заполненность, значимость, состояние человека. 4-Обозначение изменчиво: сегодня, завтра. Дошкольники ориентируются во времени по бытовым показателям. У дошкольника есть лишь настоящее и смутное о прошлом – давно. В разных видах практики у детей складывается более реалистическое представление о времени и его единицах (час, день, сутки).

Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка - совершенствование его ориентировки во временных и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени.

Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны:

1. Усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений (сенсорные эталоны).

2. Овладение новыми действиями восприятия, позволяющие более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положение в пространстве, высоту звуков, длительность промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.

Усвоение детьми сенсорных эталонов происходит в несколько этапов в которых дети переходят от применения таких предметов образов которые являются обобщением собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.

Начальные этапы познания обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследования свойств предметов.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста имеет две стороны:

1. Ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией – одна из основных задач сенсорного воспитания.

Этапы усвоения сенсорных эталонов:

1 этап. До начала 3 г. ж. Период сенсорных пред эталонов.

Ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенные значения для непосредственного двигательного приспособления – некоторые особенности форм, величины, расстояния и т. д.

2 этап. До 5 л. Период пользования предэталонами.

Ребенок начинает пользоваться предэталонами т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам (овал определяется через форму огурца).

3 этап. После 5 л. Период освоения общепринятых эталонов.

На основе накопления многообразного опыта, его обобщения под руководством взрослого, эталонное значение для ребенка начинает приобретать сами свойства предметов в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок соотносит качества предметов с основными общепринятыми эталонами (трава зеленая, яблоко как шар, крыша треугольная, палочка и карандаш деревянные).

2. Совершенствование действий восприятий у ребенка дошкольного возраста – это преобразование внешних ориентировочных действий в действия восприятия.

На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации; действия отнесения к эталону; моделирующие действия.

Идентификация – это когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему (мяч – шар).

Действия отнесения к эталону выполняется при частичном совпадении свойства предмета с эталоном (яблоко – круглое)

Моделирующие действия восприятия объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона (дом).

Необходимые условия для овладения общепринятыми эталонами впервые создается в продуктивных видах деятельности. Целенаправленное обучение происходит на различных видах занятий и в дидактических играх. Мария Монтессори





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 277; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9660 - | 7325 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.10.62 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.