double arrow

Д. Розвиток памяті у дітей раннього та дошк. віку. Роль різних видів діяльності в розвитку памяті

Память – один из важнейших психический процессов, с помощью которого ребенок познает мир.

Память – это форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Все виды памяти в дошкольном возрасте, не только проявляются, но и формируются в разных видах деятельности ребенка: игровой, трудовой, учебной и т д. Эффективность запоминания в разных видах деятельности зависит от возраста. Особую роль играет личный опыт ребенка и особенно освоение специальных приемов и способов запоминания, воспроизведения и припоминания заученного материала. В определенном виде деятельности может развиваться один вид памяти больше, чем другие. Исходя из этих особенностей развития памяти, можно максимально эффективно построить учебный и воспитательный процесс. Развитие видов памяти:

Образная память – это запоминание сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Образная память составляет основное содержание детской памяти. Характерными особенностями которой является ее смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности отчетливо выступают в разных видах деятельности. Развитие образной памяти на протяжении дошкольного периода:

1.Увеличивается объем сохраняемых представлений.

2. Благодаря культуре восприятия и представления о предметах и явлениях, характеризуется уже более осмысленными, четкими, обобщенными и дифференцированными представлениями.




3. Представления становятся связными и системными (объединены в группы, категории).

4. Растет подвижность сохраняемых образов и использование их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.

5. Становятся осмысленными представления, все больше подчиняются управлению, приобретают творческий характер.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий.

У младших дошкольников большую роль играют случайные внешние связи, которые образуются между частями воспринятого содержания (механическая). Развитие словесно логической памяти непосредственно влияет на развитие и изменение процесса воображения.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

На ее основе формируются двигательные умения и навыки. У детей дошкольного возраста уже имеется некоторый запас навыков и умений.



В формировании навыков значительную роль играет показ, однако стойкость такого заучивания не значительная. С возрастом показ сочетается с словесной инструкцией, а затем образец становится не нужным. Формирующиеся навыки сначала являются очень не четкими и не стойкими, много ненужных движений, напряженность и утомляемость. Лишь в результате многократных повторений остаются только четкие и нужные движения. Освоение разнообразных навыков сказывается на все облике формирующегося человека на его характере.

Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, это условие нравственного развития человека. Она становится для детей мотивом для повторений действий и поступков и лежит в основе формирования привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала.

В дошкольном возрасте произвольная память заканчивает свое развитие и начинает формироваться непроизвольная память параллельно с развитием мышления.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий.

Память детей этого возраста это его интерес. Он легко запоминает то, что вызвало у него интерес и с чем реб непосредственно действовал.

В произвольной памяти процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа:

1. Формируется необходимая мотивация т е желание, что нибудь запомнить или вспомнить.

2. Возникает и совершенствуется необходимые для этого мнемические действия и операции.

В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы в поведении ребенка ( слово как сигнал).

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

1. Преобладает непроизвольная образная память.

2. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальных характер.

3. Словесно-логическая память обеспечивает опосредовательное познание, расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

4. Складывается элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания с начала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка.

5. Формируется предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность для овладения логическими приемами запоминания.

6. По мере накопления общественного опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие памяти включается в развитие личности.






Сейчас читают про: