Роль свободных экономических зон в развитии региональной экономики России

Особые экономические зоны, которые создаются сегодня в Российской Федерации, хотя и отличаются заметной спецификой, отражающей реалии современного экономического и социально-политического развития нашей страны, по общему мнению всех исследователей, являются лишь модификацией широко распространенных в мире так называемых свободных экономических зон.

Заметим, что именно специфика привела к тому, что отечественный законодатель определился с их названием буквально накануне принятия базового для создания особых экономических зон Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Дело в том, что в мировой практике наиболее применимым и исторически сложившимся является понятие «свободная экономическая зона». Именно его и следует рассматривать в качестве родового в отношении отражающего российскую специфику понятия «особая экономическая зона».

Как правило, свободная экономическая зона интерпретируется как географическая территория того или иного государства, на которой разрешен и урегулирован правом более льготный, чем на других территориях страны, режим хозяйственной деятельности. В большинстве случаев, и это следует подчеркнуть особо в целях дальнейшего анализа российских особых экономических зон, в свободных зонах существенно сокращается объем государственного регулирования и, напротив, возрастает роль рыночных регуляторов экономики.

Мировой опыт свидетельствует о том, что свободные экономические зоны могут создаваться как по инициативе и активном содействии государственной власти, так и снизу в рамках рыночной самоорганизации, как это имело место в Польше и Доминиканской республике. На практике в подавляющем большинстве случаев встречаются смешанные подходы с различными вариантами государственного участия в создании и функционировании свободных зон. При этом инициатива может исходить как от государства в лице центральных или местных властей, так и от субъектов хозяйственной деятельности. Однако в любом случае без государственного участия создание зоны невозможно, поскольку это связано с установлением особого режима зоны, требующего специального правового и государственно-управленческого обеспечения.

Основными элементами, на формирование которых направлен режим особой зоны, обычно являются льготы по налогообложению резидентов зоны и установление для них облегченного таможенного режима.

Был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Часть 1 статьи 40 этого Закона прекращала существование особых и свободных экономических зон, существовавших и разрешенных к созданию к тому времени, за исключением двух, созданных в Калининградской и Магаданской областях.

Относительно них оставались в силе принятые ранее с последующими изменениями и дополнениями Федеральные законы: Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и федеральный закон «от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», который через год был заменен Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Остановимся на некоторых нормах Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», необходимых для раскрытия самого понятия особых экономических зон применительно к Российской Федерации в контексте родового для него и общего для мировой практики понятия свободных экономических зон.

Как уже упоминалось, законодатель определился с понятием особой экономической зоны буквально накануне принятия данного Федерального закона. До 2005 года действовала статья 42 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», где речь шла не об особых, а о свободных экономических зонах.

Ныне статья 2 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» дает следующую дефиницию особой экономической зоны: «Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Достаточно очевидно, что данная нормативная дефиниция сформулирована в предельно общем виде и изначально предполагает раскрытие в последующих нормах Федерального закона № 116-ФЗ и в конкретизирующих его нормативных правовых актах.

Наконец, еще одной определяющей чертой российских особых экономических зон является особый режим осуществляемой на них предпринимательской деятельности. Создание, поддержание и текущее осуществление этого режима как раз и является центральным элементом государственного управления в особой экономической зоне.

Его приоритетные цели, которые прямо следуют из целей создания и функционирования свободных экономических зон, кратко в нормативной форме определены статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ. Здесь установлено, что особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. За этой лаконичной формулой скрывается достаточно широкое содержание, поскольку использование ОЭЗ на практике должно способствовать радикальной диверсификации российской экономики за счет развития, в первую очередь, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

В целом создание и функционирование ОЭЗ направлено на создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику.

В перспективе особые экономические зоны позволят обеспечить дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций, прежде всего в обрабатывающие сектора промышленности; развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития; создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

Функционирование особых зон должно стимулировать развитие российских регионов, содействовать в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития.

Таким образом, надо полагать, что российские особые экономические зоны создаются главным образом для активизации использования внутренних резервов с акцентом на отечественный капитал и инновационные технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: