Что Вы знаете о жизни Платона?
В чем заключаются основные положения теории жизни души у Платона?
Что представляет собой душа по Аристотелю и какие виды души он выделяет?
Как представлял структуру функций души Аристотель?
Как отвечал Аристотель на вопрос о бессмертии души?
Опишите биографию Аристотеля.
Расскажите об общих закономерностях развития психологических знаний в античности.
Как вы можете объяснить данные Платоном образ колесницы души и образ пещеры?
Какие фазы развития общества выделяет О. Шпенглер?
Расскажите о психологических идеях поздней античности.
Рекомендуемая литература
12. | Аристотель. О душе // Сочинения в 4-х томах. – Т.1. М.: Мысль, 1975. |
13. | Аристотель. Первая Аналитика // Сочинения в 4-х томах. – Т.2. М.: Мысль, 1978. |
14. | Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд. МГУ, 1985. |
15. | Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1982. |
16. | Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Издательство политической литературы, 1991. |
17. | Марк Аврелий Антонин. Размышления. – М., 1995. |
18. | Моммзен Т. История Рима. Т. 1-3. – М., 1941. |
19. | Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. |
20. | Платон Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1970-71. |
21. | Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. |
22. | Сергеев А.С. История Древней Греции. – М., 1932. |
23. | Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1996. |
24. | Феофраст. Характеры. – Л.: Наука, 1974. |
25. | Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981. |
26. | Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Мысль, 1993. |
27. | Энциклопедия истории психологии. Т.1 - М.: Школьная книга, 2001. |
28. | Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998. |
29. | Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. |
ГЛАВА 3
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Теолого-психологическая система Фомы Аквинского
Возникшая на руинах античности, Европейская цивилизация начинала свой путь из глубины “темных” столетий, как назовут впоследствии 5 - 8 века. Ее духовное развитие долгое время было заполнено болезненно протекавшим процессом приспособления наиболее важных идей античности к христианской догматике. Только в эпоху крестовых походов, благодаря влиянию арабской культуры, становится заметным накопление новых эмпирических знаний о человеке и, в то же время, появление богословских концепций, не сводимых ни к религиозной казуистике, ни к одному только осмыслению древних авторитетов.
Сознание Европы в это время во многом напоминает греческое, времен троянской войны, с характерной экзальтированностью и агрессивностью, выплескивающих себя в стихийном натиске на Восток. Примечательно, что крестоносцев, как некогда героев Илиады, объединяет в этом движении не столько стремление к обогащению и самоутверждению, сколько побуждения нравственного, идейного характера.
|
|
Спустя два-три столетия уже видны признаки своеобразной средневековой гармонии, имеющие много общего с Гомеровской эпохой. В ХII-ХIV веках Европа обретает свой письменный эпос - величественную Песнь о нибелунгах, дополненную целым рядом скандинавских, франкских и других поэтических сказаний. Расцветает готическое искусство, идет бурный рост городов и повсеместное техническое усовершенствование. Все это внешние проявления общего культурного подъема. Внутренняя его сущность в гармонии душевного мира человека той поры - мастера, воина или церковнослужителя, чье видение мира не расходится со знанием о нем.
Единство эмпирического и теоретического знания особенно отчетливо выступает у Фомы Аквинского. В своем главном труде “Сумма теологии” Фома Аквинский предложил развернутое теологическое описание душевных явлений, предусматривающее их строгую иерархичность и взаимосвязанность. Это была первая после Аристотеля попытка построить глубинную и, одновременно, содержательную систему психологического знания, которая, несмотря на ее сугубо богословский характер, содержала в себе немало общесистемных идей и представлений. Важнейшее из них заключалось в усилении сравнительно с Аристотелем роли вертикальных связей, представляющих, по мнению Фомы Аквинского, основу мироздания. Жизненные формы, согласно его теории, также основаны на сети вертикальных связей. Они проявляют себя в принципе подчиненности каждой нижележащей системы системе более высокого уровня.