double arrow

Фома Аквинский



(1225 - 1274)

Знаменитый средневековый философ и богослов. Родился в аристократической семье в Южной Италии. Преодолевая сопротивление родственников, отказался от жизни рыцаря. Учился в Неаполитанском университете, затем в Парижском и Кельнском университетах у выдающегося средневекового теолога и философа, Альберта Великого. В 1244 г. вступил в орден доминиканцев.

По окончании Парижского университета преподавал в нем теологию. В 1259–1268 гг. Фома Аквинский находился в Риме при папском дворе, где закончил начатое еще в Париже сочинение «Сумма философии» Вернувшись в 1269 г. в Парижский университет, работал над главным своим теолого–философским произведением «Сумма теологии», которое окончил в 1273 г. в Неаполе, в университете которого он преподавал с 1272 г. Там он умер в 1274 г. Учение Фомы Аквинского (томизм) признано официальной доктриной католической церкви. В 1323 г. он причислен к лику святых католической церкви, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви».

Согласно представлениям Фомы Аквинского, все явления в мире существуют как потенция (возможность) и «актуальность» (действительность). Потенциальное – колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершённость и несовершенство. «Чистая потенциальность» – это материя, которая характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Материя, обретая форму и становясь вещью, временно приобретает актуальность.




«Актуальное» – это реализованность, осуществлённость, завершённость и тем самым совершенство. «Актуальна» форма – принцип порядка. В то же время материя влияет на форму. Самой по себе форме присущ принцип всеобщности. Но материя вносит в форму «принцип индивидуации», делающий ее конкретной.

Абсолютной актуальностью является Бог. Он существует не как потенция, а актуален в любой точке пространства и времени. Бог является не только перводвигателем всего сущего, началом всякого движения, но и его конечной целью. Душа соединяется с телом в момент рождения. Она бессмертна и устремлена к Богу. Однако, процесс ее достижения Бога весьма сложен и распадается на ряд связанных между собой этапов. Содержание этапов (или психических процессов) в значительной мере почерпнуто у Аристотеля. Но главным для Фомы Аквинского является нахождение глубинного смысла психических процессов. Этот смысл он видит в особой роли, которая принадлежит каждому из них при последовательном движении к души к Богу.



Все психические процессы, с этой точки зрения, располагаются как ступени лестницы, ведущей к познанию Бога. Отталкиваясь от этой кардинальной мысли, Фома Аквинский пытается развить представление о механизмах движения души. Первостепенное значение он отводит понятию интенции, или “направленности сознания на объект”, в чем он видит основной механизм психической деятельности, связующий между собой психические структуры различного уровня и поднимающий душу от простейших влечений до познания Бога. Благодаря Фоме Аквинскому понятие интенции получило заметное место сначала в богословской, а затем и в научно-психологической мысли Европы.

Учение Фомы Аквинского и сложившаяся на его основе схоластическая теологическая традиция со всей определенностью сказались на развитии научной мысли в следующий период - эпоху Возрождения и великих географических открытий.



Сейчас читают про: