Николай Кузанский

(Nicolaus Cusanus),

1401 – 1464

Выдающийся средневековый философ и психолог Николай Кребс родился в южнонемецком городе Куза в семье рыбака. Подростком он бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи. В 1423 г. Николай получил степень доктора права. Через два года он получил сан священника и будучи уже известным ученым, принимает деятельное участие в состоявшемся 1432-1437 гг. Базельском церковном соборе, попытавшемся ограничить права Римского папы. Однако вскоре Николай становится ближайшим советником папы Пия II. В 1448 г. он получил звания кардинала, а в 1450 г. стал епископом.

В 1458 г. Николай Кузанский стал генеральным викарием в Риме. В этом качестве он играл немаловажную роль в мировой политике. Это был период, когда над Европой, после захвата Мехмедом II Константинополя, реально нависла угроза турецкого завоевания. Тем не менее, вопреки царящей вокруг религиозной нетерпимости, Николай Кузанский в 1464 г. публикует трактат «Опровержение Корана», в котором указывает на несомненную связь ислама и христианства. В том же году он скончался в Италии.

Оно не способно проникнуть во внутренний смысл явлений, регистрируя лишь их внешние закономерности. Поэтому он называет свое важнейшее произведение «Ученое незнание».

Но рассудок не является для Николая Кузанского венцом познавательных способностей. В соответствии с теорией Платона, высшей теоретической способностью он признает разум или интуицию. Эта способность существует независимо о чувственно-рассудочного познания и является проявлением божественной природы человека, поднимающей над всеми другими существами и ставящая его только немногим ниже ангелов. Способность постигать с помощью разума всеобщее, нетленное и непрерывное приводит человека к пониманию целостности мира и конечного единства составляющих его частей (которое, говоря современным языком, можно назвать системным единством).

Отсюда следует еще одно принципиальное положение. Рассудок видит лишь различие стоящих перед ним противоположностей. Но разум способен видеть единство этих противоположностей. Например, противоположность дуги и касательной к ней уничтожается при бесконечном увеличении диаметра окружности, треугольник при бесконечном уменьшении высоты превращается в прямую и т.д. Обобщая эти примеры, Николай Кузанский утверждает, что «бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна». Тем самым он становится одним из предшественников не только созданного более чем через два столетия дифференциального исчисления, но и классической диалектики Г. Гегеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: