Семинарские занятия по Риторике
1.Прочитайте внимательно фрагмент из «Риторики» Аристотеля (см.: § 2.1). Какие способы убеждения выделял в ораторской речи Аристотель? Сформулируйте для себя несколько правил убедительной речи.
2.Подготовьте аналитический доклад на тему «Античные риторики»:
а)Аристотель,
б)Цицерон,
в)Платон.
Подготовьте аналитический доклад на тему «Приемы и правила красноречия». Подготовьте доклады на тему «Образцы классической русской риторики»
3.Подготовьте серию докладов по книгам Дейла Карнеги:
а)«Как обрести уверенность в себе и влиять на людей».
б)«Как обрести спокойствие и жить полноценной жизнью». (Дополнительные темы и направленность докладов согласуйте с преподавателем.)
4.Опираясь на результаты определения типа оратора, разработайте программу саморазвития своих речевых способностей и других личностных качеств. Обсудите ее с учителем или с человеком, которому вы доверяете.
5.Проведите на занятии экспресс-конкурс на лучший мини-доклад. Выберите жюри. Уточните критерии оценки мини-докладов.
|
|
6. Вспомните, как формулируются следующие законы логики: закон достаточного основания, закон тождества, закон исключения третьего. Покажите на примерах, как логически правильно их применять.
7. Подготовьте мини-доклад на пять минут, максимально обогатите его приемами, стимулирующими внимание и интерес слушателей. Проведите конкурс мини-докладов. Выберите жюри. Уточните критерии оценки докладов.
8. Попытайтесь в течение недели тщательно вести самоанализ (используйте записную книжку) с целью систематики своих наиболее типичных речевых ошибок в словах и речевых оборотах (штампы, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргоны, слова-паразиты).
9. Приведите примеры в построении фраз, выражений, опираясь на приемы:
—градации смыслового значения слова;
—инверсии;
—апелляции к собственным размышлениям;
—сравнения, сопоставления;
—использования метафоры;
—использования эпитета;
—использования аллегорий;
—использования гиперболы;
—применения крылатых фраз, пословиц, поговорок.
10.Прочтите вслух фрагмент какого-либо рассказа. Проведите самоанализ и взаимоанализ (с кем-либо) с точки зрения:
—силы вашего голоса,
—дикции,
—темпа речи,
—полетности голоса,
—тембра голоса.
Посоветуйтесь с преподавателем, над какими качествами (свойствами) голоса вам необходимо работать и как.
11. Прослушайте в течение 30-40 минут выступление по телевизору какого-либо политического или общественного деятеля. Проанализируйте эту речь или дискуссию с точки зрения того, какие приемы этики общения были использованы и как?
12. Приведите типичные примеры нарушения этики в процессе публичного выступления.
13. Подберите и посмотрите по телевизору дискуссионную передачу:
а) какие ораторы-участники передачи вам более всего запомнились и почему?
б) какие наиболее эффективные приемы усиления убедительности выступления они применяли?
в) какие ошибки в публичных выступлениях отдельных ораторов вы заметили?