Занятие 5. Ораторское искусство в России

Ораторское искусство в России

Основные вопросы темы:

1. Возникновение и развитие русского красноречия как части русской культуры.

2. Ораторское искусство Древней Руси. Ораторское начало в стиле «Слова о полку Игореве».

3. Ораторское искусство в Петровскую эпоху.

4. Первые риторики XYI-XYII вв.

5. «Краткое руководство к красноречию» М.В.Ломоносова. Его роль в развитии теории ораторского искусства в России.

6. Русская ораторская школа XIX века: риторики М.М.Сперанского, А.Мерзлякова, Н.Кошанского, А.Галича, академическое, судебное, духовное красноречие.

7. Риторические традиции в советский период.

Литература

1. Аннушкин В.И. Н.Ф. Кошанский – филологический учитель А.С.Пушкина РЯШ. 2000. № 1.

2. Граудина Л.К. Из истории русского красноречия // РР. 1986. № 4.

3. Граудина Л.К. Риторика И.С.Рижского // РР. 1984. № 5.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. Глава 4. Глава 5 (18 – 20, 22).

5. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 10-11, 18-24.

6. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996. С. 172-187.

7. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1986.

8. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – Ростов- на –Дону, 1999. С. 3-36.

Задания и вопросы для обсуждения:

1. В чём особенность зарождения и становления русского красноречия?

2. Когда были созданы самые ранние риторики в России и кто их написал?

3. В 1805 году крупнейший русский минералог и химик, один из основных разработчиков русской научной терминологии Василий Михайлович Севергин (1765-1826) выступил в Академии со «Словом похвальным Ломоносову»: «Правда, что правила изобретения идей, украшения и расположения слова у всех просвещенных народов почти одинаковые, но Ломоносов был первый, который и в сем поприще лучшую проложил стезю на русском языке. И хотя после него многие изданы подобные руководства, но творение служило им всегда основанием; и не взирая на оные, любители словесности не перестают доныне читать его риторику и образовывать себя по оной. Ибо никто почти не был столь счастлив в выборе примеров, особливо в наполнении периодов и распространении слова, в возбуждении страстей, в вымыслах и вообще в украшении и расположении. Здесь должны мы наипаче удивляться изяществу его вкуса, ибо все его примеры сильны, ясны и привлекательны, а некоторые неподражаемы…».

Согласны ли вы с мнением В.М. Севергина? Свой ответ подтвердите, опираясь на материалы хрестоматии «Русская риторика». С. 60-67. Как определял риторику М.В.Ломоносов?

4. Подготовьте краткие сообщения по материалам журнальных статей, указанных в Литературе (1, 2, 3).

5. В чём причина активного создания учебников по риторике в конце 18- первой половине 19 в.? Каково их значение в истории отечественного красноречия? Выпишите определения риторики из учебников М.М.Сперанского, И.С. Рижского, А.С.Никольского, А.Ф.Мерзлякова, Ф.Л.Малиновского, Н.Ф.Кошанского, А.И.Галич (Хрестоматия, с. 74-166).

6. Можно ли назвать по аналогии с литературой, музыкой, наукой 19 век «золотым веком» русского красноречия?

7. Какова дальнейшая судьба риторики в России? Подготовить проблемное сообщение на 5-7 минут.

Литература

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. С. 8-22.

2. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 10-11, 18-24.

3. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996. С. 12-32.

4. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – Ростов- на –Дону, 1999. С. 3-36.

Занятие 6-7

Виды красноречия

Основные вопросы темы:

1. Проблема типологии риторических видов.

2. Решение вопроса типологии в трактате Аристотеля «Риторика». Отражение аристотелевских традиций в последующих классификациях.

3. Современное представление о видах красноречия.

4. Понятие риторического жанра: ситуация, тема, интенция.

Задания и вопросы для обсуждения:

1. С чем связаны разночтения в типологии красноречия?

2. прокомментируйте слова Аристотеля: «Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей».

3. Правомерно ли, на ваш взгляд, включать в типологию такую разновидность, как «Диалоги с самим собой»? Ответ аргументируйте.

4. Для каждого вида красноречия подготовьте краткую характеристику (сфера, функции, жанры), используя материалы хрестоматии (см. источник 8 в Литературе). Запишите данные характеристики в тетради.

5. Подготовьте проблемное сообщение по вопросу о риторических жанрах (см. источник 1 в Литературе).

6. Разделяете ли вы исследовательский интерес к политическому языку, отличающий современную риторику?

7. Проанализируйте речевое поведение одного из современных политиков

8. Есть ли различие в понятиях «академическое красноречие» и «педагогическая риторика», «судебное красноречие» и «юридическая риторика»?

9. Почему судебное красноречие относится к агональной риторике?

10. Виды речей по целям: выполните упр. 9-10, 13 на с. 176-177, 5 на с. 181, 4 на с. 193, 6 на с. 195, 198, 204, 8 на с. 210 в «Практической риторике» И.А.Стернина.

Литература

1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М., 2002. С.230-242.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999. Часть II. С. 46-107.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. С.98-148.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. С. 43-62, 210-215.

5. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 10-11, 18-24.

6. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. – М., 1996. Глава III-IV. С. 72-158.

7. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – Ростов- на –Дону, 1999. С. 3-36.

8. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К.Граудина – М., 1986. С. 256-267.

Занятие 8

Законы и категории риторики

(b) Основные вопросы темы

1. Понятие закона в риторике.

2. Виды риторических законов.

3. Содержание риторических законов.

4. Риторический идеал как основная категория риторики (свойства, типология, связь с логосферой).

5. Категории риторики (эффективность, риторичность, убеждение).

(i) Литература

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. С. 22-33.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.- М.,1999. С. 10-21.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 90 – 106.

4. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996. С. 40-42.

5. Р. Барт. Война языков // Р.Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

6. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003. Тема 2-4.С.21 – 59.

7. Судебные речи знаменитых русских

Раздел 2.02 Задания и вопросы для обсуждения:

1. Ответьте на вопросы 16-22 с. 129-130 в «Основах риторики» А.К.Михальской.

2. Справедлив ли на ваш взгляд, афоризм «Доказать – не значит убедить»?

3. Прочитайте тексты: Аристотель «О дружбе»*, А.Ф.Кони Обвинительная речь по делу «Об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем», Ю.М.Лотман «Мы выживем, если будем мудрыми»* и ответьте на следующие вопросы:

- Какова логическая цепочка рассуждений в каждом из текстов?

- Можно ли выделить в этих текстах «ключевые слова культуры»?

- С каким идеалом красноречия соотносятся тексты?

4. Выберите из любого широко известного произведения русской литературы текст речи кого-либо из персонажей и проанализируйте его с точки зрения категорий риторики, проявления риторического идеала.

5. Выполните упражнения 6-7 с. 133-134 в «Основах риторики».

6. Выполните задания 2-4+Ваше мнение в «Практической риторике» И.А.Стернина с.31-32; задания 2-5 с. 36-38

*Текст см. в Приложении «Тексты для риторического анализа»

Приложение «Тексты для риторического анализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: