Общий процесс управления органом внутренних дел определяется как интеграционный процесс, с помощью которого формируется его организация и осуществляется управление ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Общий процесс управления ОВД предполагает выполнение ряда функций управления: планирования, организации, координации, мотивации; осуществляя их, управленцы (руководитель ОВД, руководители его структурных подразделений, специалисты, наделенные правами руководителей) обеспечивают условия для эффективной трудовой деятельности подчиненных и получение результатов, соответствующих поставленным целям функционирования ОВД.
Поскольку функции управления ОВД, как социальной системы, реализуется людьми, то их труд называется управленческим трудом. По сравнению с другими видами труда в ОВД, несвязанными с реализацией функций управления, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете; результатах, а также применяемых методах и средствах. Специфика выполняемых функций управления ОВД предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижений, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческим кадрам.
|
|
Требования к профессиональной компетенции управленцев состоит из двух групп.
Таблица № 1.
Требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения функций управления | Требования к знаниям и умениям, необходимым для управления кадрами. |
Понимание природы управленческого труда Знание своих должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей управления и повышение эффективности работы Умение использовать современные информационные технологии и средства коммуникаций, необходимые в управленческом процессе | Владение искусством управления человеческими ресурсами Владение искусством налаживания внешних связей с окружающими организациями Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать знания и умения. |
Для того чтобы усиливать доверие и уважение со стороны людей, с которыми управленец вступает в контакт, ему необходимо иметь ряд личностных свойств:
* высокое чувство долга и преданности делу;
* честность в отношениях с людьми и доверием к партнерам по совместной деятельности;
* умение четко выражать свои мысли и убеждать;
* уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии ОВД;
|
|
* способность быстро восстанавливать свои душевные и физические силы и критически оценивать собственную деятельность.
Для эффективной реализации процесса управления ОВД надо четко представлять цели его функционирования, то есть цели управления.
Вариант классификации групп целей по управлению организацией.
Таблица № 2
Классификационный признак | Группа целей |
Период установления целей Содержание целей Структура организации Среда Приоритет Измеримость Повторяемость Иерархия | Стратегические, тактические, оперативные Организационные, экономические, политические, социальные, технические, научные Маркетинговые, инновационные, кадровые, финансовые, административные Внутренние, внешние Особо приоритетные, приоритетные, прочие Количественный, качественные Постоянные, периодические, эпизодические Организация, подразделения |
Цели и задачи (этапы достижения целей) управления организацией (ОВД) являются отправным моментом для определения объекта и направления управленческой деятельности, которые обеспечивают их достижения (решения), то есть для определения состава функций управления. Основными функциями управления любой организацией, в том числе и ОВД, как социальной системой, являются, планирование, организация, мотивация, контроль и координация. (рис. 1)
Планирование – это определение целей и задач функционирования организации (ОВД), необходимых для этого средства и ресурсов, разработка методов управления, наиболее эффективных в конкретных условиях. Организация – формирование структуры и создание видов обеспечения его функционирования: кадров, материалов, оборудования, помещений, денежных средств и др. Мотивация – активизация деятельности сотрудников ОВД и побуждение их эффективно трудится для достижения целей (решения задач), поставленных при планировании. Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов функционирования ОВД и его структурных подразделений. Координация – центральная функция процесса управления органом внутренних дел, реализуемая его руководителем и обеспечивающая бесперебойность и не прерывность процесса управления.
| |||
| |||
Рис. 1 Взаимосвязь основных функций управления органом внутренних дел.
Для управления ОВД должна быть создана соответствующая структура. Такая структура представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Компонентами являются отдельные сотрудники службы, отделы и другие звенья аппарата управления ОВД. Отношения между компонентами поддерживаются благодаря вертикальным и горизонтальным связям. Следовательно, структуру управления ОВД можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направлений на достижения намеченных целей (решения отдельных задач).
Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления ОВД, как организацией, вызвана объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь в его окружении. Выделяются четыре этапа реализации стратегического управления:
5. Управление на основе контроля за исполнением принятых управленческих решений, при котором реакция органов внутренних дел на изменение проявляется после события - исполнения принятого решения.
6. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлых тенденций[56].
|
|
7. Управление на основе предвидения изменений, когда начинают возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, но не настолько, что нельзя вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них, применяя стратегическое планирование.
8. Управление на основе гибких экстренных управленческих решений, реализуемое в конкретное время, в условиях, когда многие важные проблемы возникают на столько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.
Реализация названных этапов стратегического управления организации (ОВД) может осуществляться с использованием одного из двух методов[57]:
- приростным, который направлен на минимизацию отклонений от традиционного функционирования подразделений органов внутренних дел в конкретных ситуациях как в нутрии организации так и в ее взаимоотношениях с окружением;
- свободным, характеризуемым стремлением к изменениям, прогнозируемым будущим «плюсом» и «минусом» функционирования подразделений органов внутренних дел.
Следовательно, система стратегического управления ОВД должна включать две взаимодействующие подсистемы:
- анализа и планирования стратегии ОВД;
- управления решением стратегических проблем в реальном масштабе времени.
Процесс стратегического управления ОВД в общем случае представлен на рис. 2.
Рис. 2 Процесс стратегического управления органом внутренних дел.
Реализация этого процесса как вида управленческой деятельности требует значительных усилий управленцев и больших затрат времени. Главным условием эффективного стратегического управления ОВД является постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей ОВД, умение их доказать необходимость такого управления и привлечь к выработки и реализации широкий круг квалифицированных специалистов – управленцев.
Развитие органов внутренних дел, как и любой организации, осуществляется путем нововведений. После внедрения какого-либо новшества в органе внутренних дел, который приобретает в связи с этим новое качество, это новшество становится нововведением (инновацией). Под инновацией в широком смысле слова понимается рентабельное (с учетом целей функционирования органов внутренних дел) использование новшеств в виде новых информационных компьютерных технологий, видов услуг, организационно-технических и социально-экономических решений финансового, административного или иного характера. Вариант классификации инноваций представлен в табл. 3[58]
|
|
Таблица № 3
Вариант классификации инноваций.
Классификационный признак | Вид инноваций |
Содержание инновации Степень новизны Инновационный Потенциал Уровень разработки (распространения) Сфера разработки (распространения) | Техническая, организационная, социальная, экономическая; Абсолютная, относительная, условная, частная; Радикальная, комбинированная; Модифицированная; Государственная, республиканская, региональная, отраслевая, корпоративная, фирменная; Промышленная, финансовая, услуги, торгово-посредническая, научно-педагогическое, правовая |
Инновационный процесс – это процесс финансирования (инвестирования), разработки и распространения нового вида технологий, продукта, услуг и др. В этом случае как инвестиционный проект, то есть деятельность по разработке и внедрению какого-либо новшества. Разработка инвестиционного проекта, как правило, включает следующие этапы:
- формирование инвестиционного замысла;
- исследование возможности финансирования;
- технико-экономическое обоснование проекта;
- подготовка контрактной документации;
- работы по созданию и внедрению инновации в ОВД;
- работу в ОВД с внедренной инновацией;
- мониторинг результатов внедрения инноваций.
Сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется производить либо методом экспертной оценки, либо с помощью экономических методов. Механизм управления развитием (инновационными процессами) ОВД должен учитывать возможность уменьшения риска при выборе путей развития ОВД. Для этого целесообразно использовать обоснованные оценки (экономические, социальные, специальные и др.) результативности научных исследований и разработок.[59]