double arrow

Г.П.Щедровицкий: системная методология и игровой метод как способ развития социально-гуманитарного знания

Щедровицкий, Георгий Петрович (23.02.1929—03.02.1994) — философ и методолог, обществ. и культурный деятель; канд. филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1953). Создатель науч. школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Моск. методол. кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методол. движения.

Труды: «Проблемы методологии системного исследования», «Проблемы исследования систем и структур», «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологи» и пр.

Основное направление деятельности – разработка идеи самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей».

Щедровский для развития своих методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), которые соединяют в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса. (Щедр. Организовал и провел 93 игры!) ОДИ строятся в исходных принципах на марксистской теории деятельности. Конкретным их основанием (первой базовой компонентой) являются определенные методологические концепции.

Его логико-методологическая программа включала в себя 3 этапа:

1.Содержательно-генетическая эпистемология и теория мышления (1952-1960)

2.Деятельности подхода и общей теории деятельности (1961-1971)

3.Системомыследеятельностный подход и общей методологии ( с 1971).

Возникновение ОДИ обусловлено тем фактом, что к 50-м годам прошлого века стала очевидной неадекватность имевшихся методов философского, научного и инженерного знания. Возникавшие проблемы требовали взаимодействия множества различных специалистов из разных областей. Но эти профессионалы были не в состоянии найти общий язык и наладить взаимодействие. На Западе это вызвало к жизни системный подход.
Этапы проведения ОДИ




Выделяются три крупных этапа в проведении ОДИ: подготовительный, игровой и рефлексивный.

На подготовительном этапе разрабатывается концепция игры, цели, регламент ОДИ. Формируется команда, состоящая из организаторов и ведущих игры; методологов) и игротехников, специалистов, работающих с группами участников.

На игровом этапе реализуется программа игры и появляются ее результаты. Этот этап также делится на ряд фаз, имеющих свое назначение.

На первой фазе в форме установочных докладов всем участникам игры излагаются концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры, ее программа и регламент.

На второй фазе начинается вхождение участников в игру, организация игровых групп.

На следующих фазах происходит работа групп, их переорганизация, достигаются промежуточные и окончательные итоги игры.

На рефлексивном этапе обобщается опыт игры.

Команда, проводившая игру – анализирует опыт проведения игры и фиксирует его в тех или иных культурно значимых формах.

Для экспертов-профессионалов - здесь происходит обобщение опыта решения профессиональных проблем. Участники игры строят программу воплощения в жизнь результатов игры.






Сейчас читают про: