Под линейным судоходством понимается форма организации перевозок, при которой перевозчик организует регулярное движение судов поустановленной схеме и заранее объявленному расписанию для перевозки грузов разной (как правило, мелкой) партионности, принадлежащих разным отправителям, используя стандартные условия договора морской перевозки (линейный коносамент) и единые тарифы. Линейные перевозки организуются на устойчивом грузопотоке генеральных грузов разных грузоотправителей, рассредоточенных между большим числом портов, и создают благоприятные условия для перевозки мелких грузовых партий грузов.
Основные признаки регулярности:
– постоянное направление перевозок;
– закрепление на заданном направлении определенного тоннажа;
– работа судов по заранее установленной схеме движения;
– соблюдение определенного режима движения с обусловленной точностью (по расписанию);
– оплата перевозки грузов по заранее объявленному тарифу;
– использование для перевозки грузов упрощенной формы договора (линейный коносамент);
|
|
– оплата стивидорных расходов судна судовладельцем в портах обработки.
Регулярные формы организации перевозок и движения судов имеют следующие особенности: устойчивый доход; упрощенное оперативное планирование; пониженный уровень балластных пробегов; грузовая специализация судов; эффективная обработка судов; знание капитанами особенностей работы портов; повышенная безопасность работы судов; низкий коэффициент затрат; ритмичность работы флота.
Судоходные линии подразделяются на три типа
по числу судовладельцев, по принадлежности эксплуатируемого флота на линии:
1) Односторонние линии, на которых обслуживание осуществляется одной судоходной компанией одного государства.
2) Совместные линии, организованные судоходными компаниями стран-партнеров. С каждой стороны на такой линии работает по одной судоходной компании. Во избежание конкуренции между компаниями, объемы груза или совместно заработанная сумма фрахта распределяются поровну, а расходы каждый несет сам. На совместную линию, как правило, ставятся однотипные суда, назначается одинаковое число отходов и т. д.
3) Конференциальные линии, которые организуются разными судоходными компаниями для осуществления перевозок на определенном направлении.
По виду и району плавания линии бывают каботажные и заграничные.
По режиму движения в числе регулярных линий имеются:
– обыкновенные, на которых регламентируется частота отправлений;
– срочные, для которых характерно объявление календарных дат и времени отхода-прихода судов в порты линии.
|
|
По сроку действия грузовые линии подразделяются на:
– постоянные – работают в течение всего эксплуатационного периода или года;
– периодические – организуются на часть навигации.
Характеристики и параметры необходимы в оперативной работе для решения различных эксплуатационных задач.
К параметрам линии относятся: Lл – общая протяженность линии; lмп.л – протяженность межпортовых участков на линии; tкл – календарный период действия линии; tот.л – период отправления грузов на линии; Q сут – среднесуточное отправление грузов(предполагает условно равномерное отправление грузов из начального порта, его значение рассчитывают отдельно для прямого и обратного направлений); tкр – продолжительность кругового рейса; tи – интервал отправления судов (показывает время между двумя последовательными отправлениями судов на линии); r – частота отправлений судов (выражает количество отправлений судов на линии в единицу времени – сутки и получается как величина, обратная интервалу отправлений); Мч – средняя чистая норма грузовых работ; Мв – средняя валовая норма грузовых работ; N лн – транспортная мощность линии (удельная провозная способность, которая зависит от общей средней валовой нормы грузовых работ и протяженности линии).