Вере ученых и философов в силу человеческого разума и обязательный прогресс был нанесен первый удар еще французской революцией 1789 года. В философии Шопенгауэра и Ницше были опровергнуты тезисы классической философии. Как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания возникла философия жизни. Философия жизни обращается к феномену жизни как к первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания. Само понятие жизни понимается по-разному: в биологическом, в космологическом, в культурно-историческом плане. Но во всех трактовках жизнь – целостный процесс непрерывного творческого становления и развития, процесс противостоящий механическим, неорганическим образованиям, всему определенному и застывшему. Процесс жизни неподвластен омертвляющей, разлагающей деятельности рассудка.
Артур Шопенгауэр (1788-1860)не отрешился от академических традиций, но он не так академичен, как Кант и Гегель. Вместо познания он стал придавать особое значение воле, что характерно для многих философов XIX-XX веков. Но для него воля, хотя и является метафизически основным принципом, с точки зрения этики – зло, поэтому его философия пессимистична. Он признает тремя источниками своей философии Канта, Платона и Упанишады. В комнате его стояли бюсты Канта, Шекспира, Декарта, статуя Будды.
В 1820 году философ закончил книгу "Мир как воля и представление", послал в Берлинский университет, претендуя на должность приват-доцента. Лекции свои из принципа ставил в те же часы, что и Гегель. Слушателей, естественно, не было. Но Шопенгауэр не уступал 11 лет, до самой смерти Гегеля.
В 1848 году, после бунтов городской черни, мысль о все большем торжестве разума стала менее популярной, философия же Шопенгауэра, наконец, получила признание. Первые деньги (они появились у него только теперь) Шопенгауэр пожертвовал солдатам, пострадавшим при разгоне "революций".
Историки философии, искусствоведы, литературоведы любят говорить о влияниях на творчество одного автора со стороны других. Но на самом деле на рузультат творческого процесса влияет только мироощущение человека, а мироощущение определяется его предыдущим духовным опытом. Поэтому неправильно было бы сказать, что Шопенгауэр оказался под влиянием индийской философии, он просто узнал в ней выражение своего собственного мироощущуения. Он говорил об Упанишадах: "Как, благодаря этому чтению, дочиста отмывается душа от рано привитых ей иудейских суеверий и от философии, потворствующей этим суевериям! Вообще Упанишады есть самое назидательное и возвышенное чтение, какое только можно себе представить. Это чтение служило мне утешением всю жизнь и будет меня утешать и при кончине".
То, что стоит за всеми явлениями мира, Шопенгауэр назвал волей. Воля не множественна, а едина. Наше разделение мира на "Я" и "не Я" – результат иллюзии.
Знание наше самих себя очень поверхностно, в главном мы остаемся для самих себя загадкой. Говоря словами Канта, "Я" познает себя лишь как явление, а не в том, что оно такое само по себе. Хотя в той части, что доступна нашему познанию, каждый совершенно отличен от другого, из этого не следует, что так же обстоит дело с той значительной частью, которая остается неизвестной.
Всякая множественность и числовое различие существ основаны на пространстве и времени. Пространство и время – формы нашей способности созерцания, они не относятся к вещам самим по себе, а принадлежат лишь явлению. Но если вещи в себе, то есть истинной сущности мира, чужды время и пространство, то ей чужда и множественность. Следовательно, во всех явлениях чувственного мира обнаруживается единая и тождественная сущность. А то, что представляется как многое, может быть лишь явлением, явление же существует только для нашего ограниченного сознания.
Одна громадная воля проявляется во Вселенной, в одушевленной и неодушевленной природе. Эта воля бессмыслена и слепа, она пожирает сама себя, поэтому мир полон страданий. Это воля заставляет нас преследовать свои безуспешные цели, из-за нее мы "так стараемся выдуть мыльный пузырь как можно больше, хотя отлично знаем, что он лопнет". Счастья не существует, потому что неосуществленное желание причиняет боль, а осуществленное – пресыщение. Инстинкт заставляет людей производить потомство, в результате чего возникают новые возможности для страдания и смерти (именно поэтому с половым актом связан стыд). Самоубийство не спасает, так как не избавляет от импульса воли, который может обрести новое тело.
Возможность спасения есть – это подавление в себе воли. В то время как мы являемся игрушками воли, и свобода наша иллюзорна, существует единственное действительно свободное действие – отрицание воли. Это возможно через самопознание и аскетизм.
Наука, руководствующаяся принципом причинности, рассматривает лишь явления, объекты, определенные благодаря пространству и времени (то есть представления). Разум - всего лишь маленький светильник, с помощью которого мы пробираемся в потемках жизни, наше приспособление для выживания. Кроме того, разум – орудие воли, используемое ею для того, чтобы раздразнить в нас жажду жизни, конструируя для нас обманчивые цели и ориентиры.
То, что остается после полного уничтожения воли, "есть ничто для всех, еще исполненных воли; но и, обратно, для тех, в ком воля отрицает себя, этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями есть ничто".
В мире Шопенгауэра односторонний рационализм западной философии совершил акт самоубийства и вернулся к исходной точке своего развития – к тому мистицизму, из отрицания которого возник.
Фридрих Ницше (1844-1900) родился в пасторской семье. Изучал классическую философию, античную филологию, недолгое время служил в конной артиллерии, преподавал, пока позволяло здоровье. Последние 12 лет провел в состоянии помрачения ума.
Ницше – ярый антипросветитель. Всю жизнь он боролся с убеждением, что разум – это главная характеристика человека. Вообще, по его мнению, вера в то, что разум – это хорошо, ни на чем не основана. Упование на разум – признак декаданса, упадка. Здоровый и сильный человек живет инстинктами. Корень страстей – корень жизни.
Вначале герои были равны богам (Гомер часто использует эпитет «богоравный»). Резкий разрыв между богом и человеком начался в V веке до н.э., когда в Греции во время Великих Дионисий стали вместо трагедий ставить комедии. Задача искусства – заставить пережить сильное потрясение, показать жизненную борьбу; искусство не нуждается в разуме, в нем все должно быть от жизни, от поступка, от подвига. Искусство остается великим, пока в него не вторгся разум, пока не началось зубоскальство. Европейская цивилизация начала гнить с прихода двух "балаболов" – Сократа и Платона. Во всем виновата Ксантиппа, которая, сделав дом непригодным для жилья, заставила Сократа сидеть на рыночной площади и болтать с людьми. На первый план выступили ценности черни – диалектика, обоснование. Аристократы не обосновывают, они повелевают. Тогда произошел перелом: место поступка заняла болтовня, место сражения – спор, место подвига – рассуждения. Трагедию заменили комедией. Героев становилось все меньше, а мелочь, которая их высмеивает, приобретала все большую значимость. Греческий герой выродился, началась эпоха интеллектуала – нерешительного, размахивающего языком, превращающего трагедию в фарс. Вся наша цивилизация, вся мораль направлена на то, чтобы погасить рыцаря, воина. Особенно виновато в этом христианство.
Христианство Ницше осуждал за отрицание "гордости, бьющей через край жизнерадостности, обожествления страсти, мести, гнева, чувственности, риска и знания". Христианство дегенеративно, его движущая сила – это бунт недоделанных и неполноценных". Антиарийская религия христианства – победа ценностей чандалы[3], восстание всего отверженного, неудавшегося.
Ницше жестоко критикует христианство за его "рабскую мораль". Французские материалисты обвиняли христианскую церковь в том, что она стала союзницей тиранов и помогает держать в повиновении угнетенных. Ницше, напротив, уверяет, что революция и социализм по духу своему близки христианству; он отвергает и то и другое, так как не желает рассматривать людей как равных ни в каком отношении.
Существует два типа морали – мораль господ, основанная на силе, и мораль рабов, основанная на смирении и слабости. «Рабы» умнее и хитрее, они не вступают с «господами» в открытую конфронтацию, а исподволь навязывают в качестве абсолютных свои моральные ценности. Настоящая цель рабов – закабалить своей моралью всех, в том числе и «господ», после чего они будут вынуждены свою силу и агрессию направлять не вовне, а на себя.
Мораль направлена против инстинктов жизни, поэтому любая мораль противоестественна. Мораль сочувствия – выражение чрезмерной физиологической раздражимости, свойственной всему упадочному. Наши добродетели обусловлены нашей слабостью. Смягчение нравов – следствие упадка, ужасность нравов – избытка жизни. Мы молоды, пока душа наша не жаждет мира. «Свободный человек топчет ногами тот презренный вид благоденствия, о котором мечтают мелкие лавочники, христиане, коровы, женщины, англичане и другие демократы». Аристократические культуры видят в «любви к ближнему», в недостатке самости нечто презренное. Принцип, который провозглашает Ницще – «толкни падающего». Больной – паразит общества, заслуживает презрения (и это утверждает человек, который был болен постоянно!). Свободный человек – воин. Только великая опасность делала из народов нечто, заслуживающее уважения.
Существующий человек – это лишь «натянутый над пропастью канат», мост между животным и сверхчеловеком. Ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он может стать, избавившиь от «слишком человеческого». Сверхчеловек – тот, кто свободен от всех моральных норм, кто сам определяет свою жизнь, он обладает сильной чувственностью и волей к власти.
Ницше восхищается некоторыми качествами, которые возможны только у аристократического меньшинства; большинство должно быть средством для возвышения отдельных личностей, большинство не должно иметь какие-то независимые притязания на счастье или благополучие. Обычные люди – "недоделанные и неполноценные". Ницше не возражает против того, чтобы они страдали, если это необходимо для появления великого человека. Так, вся важность периода 1789-1815 годов суммирована в Наполеоне. Наполеона сделала возможным революция – и в этом ее оправдание. Нам следует желать анархического крушения всей нашей цивилизации, если его результатом было бы такое вознаграждение.
Истинная добродетель – свойство лишь аристократического меньшинства. Она ни выгодна, ни благоразумна; она отделяет ее обладателя от других людей, она причиняет вред тем, кто стоит ниже. Высшим людям небходимо воевать смассами и сопротивляться демократическим традициям века, так как во всех направлениях посредственные люди объединяются, чтобы захватить господство. Демократия – это диктатура серости.
Ницше верит в спартанскую дисциплину и в способность терпеть, так же как и причинять боль ради важной цели. Он ставит силу воли выше всего. "Я оцениваю силу воли по количеству сопротивления, которое она может оказать, по количеству боли и пыток, которые она может вынести, и знаю, как обратить ее к собственной выгоде. Я не указываю на зло и боль существования пальцем укора, напротив, я питаю надежду, что жизнь однажды может стать еще более злой и еще более полной страданий." Сострадание он рассматривал как слабость, с которой нужно бороться: "Задача в том, чтобы достичь той огромной энергии величия, которая сможет создать человека будущего посредством дисциплины и уничтожения миллионов "недоделанных и неполноценных" и которая сможет все же устоять и не погибнуть при виде страданий, тем самым создаваемых, подобных которым никогда не видели раньше".
У Шопенгауэра воля едина, у Ницше – множество воль, и каждая воля не слепо мечется, а знает, чего хочет: она хочет мощи, власти. Вся жизненная борьба – за выживание потомства. И борьба всех против всех должна быть откровенной. Мораль, придуманная слабыми чтобы сковать сильных, насквозь лицемерна. Если аристократ свергнут, все, кто кричал про равенство, лезут на место аристократа. На место крупного хищника приходит мелкий – более жестокий и мстительный.
Вороны, когда дерутся, никогда не целят в глаз, они бьют по клюву – это рыцарство, фехтование. Волк, желая прекратить драку, подставляет горло. А вот у мелких и слабых животных, которые не имеют смертельного удара, нет никаких тормозов. Голуби сразу ощипывают побежденного, куры добивают и ощипывают больную со страшной жестокостью.
Ницше не националист, он не проявляет, подобно Гегелю и Фихте, излишнего восхищения Германией. Он, напротив, любил славян и подчеркивал свое славянское происхождение (от польской фамилии Ницки). Ему нужна интернациональная, правящая раса, которая будет господствовать на земле – "новая широкая аристократия, основанная на наиболее суровой самодисциплине, в которой воля философов-властителей и художников-тиранов будет запечатлена на тысячи лет".
Анри Бергсон (1859-1941) считал, что старая биология, созданная в техницистские времена, находится в глубоком кризисе. Она рассматривает человека как машину, которая могла бы быть понята рационально. Современная биология не может найти корней жизни – жизнь невозможно постичь при помощи разума. Интеллект нужен для того, чтобы производить орудия труда. Производство орудий труда и интеллект развивались параллельно. Движения рук становились формой мышления: отколоть (камень от скалы и ветку от дерева) и связать (каменный топор) – отсюда анализ и синтез. Орудия труда должны быть неизменны, прочны, к тому же стремится и человеческий интеллект. Живое – это то, что изменяется, мягкое, гибкое. Человек использует для орудий труда только мертвое, и интеллект работает исключительно с мертвечиной. Студент-медик изучает человеческое тело в анатомическом театре. Интеллект не способен схватить живое, он является специальной функцией духа, направленной на инертную материю.
Глобальному космическому началу Бергсон дал название Жизненного порыва. Жизненный порыв – это творчество и свобода, но он не может творить без ограничения, так как встречает перед собой препятствие – материю, сущность которой - косность и необходимость. Он захватывает материю и стремится внести в нее как можно больше неопределенности и свободы. Жизнь прорезает материю, высекая в ней живые существа.
Бог – это и есть жизненный порыв. Он не вещь, создающая другие вещи, а центр, из которого выбрасываются миры. Он не имеет ничего законченного, он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода. Жизненное начало – сознание или сверхсознание – подобно ракете, потухшие остатки которой надают в виде материи. Сознание – это также и то, что сохраняется от самой ракеты и, прорезая эти остатки, зажигает их в организмы.
Жизнь в целом – это как бы огромная волна, которая распространяется от центра и которая почти на всей окружности останавливается и превращается в колебание на месте: в одной точке лишь препятствие было побеждено, импульс прошел свободно. Это произошло в человеческой форме.
Но вырвавшись из одной несвободы – природы, человек попадает в другую несвободу – общество, вторичную нежить. Рассудок, интеллект приносит законы мертвечины в технику, в организацию общества. Люди-винтики образуют не народ, а массу. Масса не имеет жизни; народ – это организм, а масса – труп народа.
Интуиция и интеллект – два противоположных направления в деятельности сознания. Интуиция следует в направлении самой жизни, интеллект – в обратном, вместе с материей. В нашей части человечества (имеется в виду западная цивилизация) интуиция почти целиком отдана в жертву интеллекту. Видимо, для того, чтобы покорить материю, сознание истощило лучшие свои силы. Но интуиция все же существует, хотя смутная и прерывная. Это почти потухший светоч, который вспыхивает ненадолго, время от времени.
Философия должна овладеть этими рассеивающимися интуициями, удержать их, расширить и соединить между собой. Чем больше философия продвигается в этой работе, тем больше замечает, что интуиция – сущность духа и сама жизнь.
Освальд Шпенглер (1880-1936) философствовал по поводу истории и известен более всего книгой "Закат Европы" (1918 г.). Здесь вместо растянутой в линию всемирной истории представлена картина множества отдельных культур, которые появляются, зреют, вянут, как цветы на грядке. Это организмы, живые существа высшего порядка, «с первобытной силой вырастающие из недр своей страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму, у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть».
К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, майя и «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее «души» (душа – это совокупность возможностей). В основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной – «фаустовская».
Концепцию всемирной истории Шпенглер сравнивает с планетной системой Птолемея. У Птолемея Земля неправомерно ставилась в центр мироздания, а концепция всемирной истории грешит европоцентризмом. Содержание истории – это отдельные, соприкасающиеся, заслоняющие и подавляющие друг друга культуры. История отдельной культуры – это постепенное осуществление ее возможностей. Полное осуществление равносильно концу. Если идея (то есть вся полнота внутренних возможностей) завершена и осуществлена вовне, культура костенеет, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. Цивилизация – завершение всякой культуры, она состоит в отложении неорганических, омертвевших форм. Это внешние и крайне искусственные состояния. Цивилизации свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, сциентизм, техницизм и урбанизация. Это век, исключающий высокое художественное и метафизическое творчество, иррелигиозный век, это эпоха упадка, культура мирового города. В мировом городе нет народа, а есть массы, которые борются против знати, церкви, привилегий, преданий. Массы вообще не понимают традиций, не понимают, что борьба с ними – это борьба против самой культуры. Рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель.
Западно-европейская культура сейчас находится сейчас на стадии цивилизации. Мы уже не можем ожидать великой живописи и музыки. Нам осталось заниматься техникой вместо лирики, территориальным расширением вместо живописи, политикой вместо теории познания. "Свобода" означает не то, что мы можем делать одно или другое, а то, что мы или совершим необходимое или не совершим ничего.
Шпенглер отрицал высший смысл истории. «Культуры возникают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и столь же бесцельно уходят.
Философия жизни была наиболее влиятельной в первой четверти XX века. Затем на смену ей пришли во многом опирающиеся на ее принципы, но преобразовавшие их персонализм, экзистенциализм и другие течения.