XVIII - первая четверть ХIХ в

Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Так же он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси».

Эти перемены нашли свое отражение в том, что русская философия, еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы. Традиционная философия еще сохранялась, например, в Киево-Могилянской академии.

Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 году Московского Университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к философской культуре Запада. Основным течением философии России XVIII в. было русское «вольтерьанство» и «вольнодумство». Это течение шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии».

Пропагандистами научного знания и философии Нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции были А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г.С.Сковорода, А.Н. Радищев.

А. Д. Кантемир (1708-1744) - писатель и философ. Перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Философию определяет как «основательное и ясное значение дел естественных и преестественных»[8]. Философия подразделяется на логику, физику, этику, метафизику. В.Н.Татищев (1686-1750) – историк, государственный и общественный деятель, сподвижник Петра I. Автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в «Разговоре о пользе наук и училищ», в «Духовной моему сыну», в «Предизвещении к «Истории Российской».

М.В.Ломоносов (1711-1765) - ученый – энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в философии он был сторонником механистического материализма, зало­жил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, мо­рали и нравственности. Им была выдвинута атомиче­ская природа строения вещества.

Г.С.Сковорода (1722-1794),выпускник Киево-Могилянской академии, сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели человеческого бытия. Он в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики и прокладывает путь свободной философии, отделенной от религии.

А.Н. Радищев (1749-1802) – писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г.В. Лейбница, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социаль­но-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени но­сили просветительско-гуманный характер.

Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву», философское произведение «О человеке».

После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозглашавшим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризованной, светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева – человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и исповедания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: