XIX – ХХ вв

Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская фило­софия в этом историческом промежутке. В философ­ских и литературно-критических работах этого перио­да осмысливались события Отечественной Войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г. отмена крепо­стного права 1861 г., проведение либеральных ре­форм, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократического движения.

Значимым этапом русской философии был этап развития философско-социальной мысли декабристами. П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, В.Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движу­щих сил в историческом процессе, социальной струк­туры и ее развития, роли личности в истории.

Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П.Я.Чаадаев (1794-1856) – мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах»[9]. После публикации в 1836 году первого из них, Чаадаев объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. Оценка исторического процесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный характер и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль. Но с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».

Жизненность русской философии, ее желание разобрать­ся в социально-политических процессах идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря. С одной стороны религиозно-идеалистическое, славянофильское, реформистское, с другой, материалистическое, атеистическое, западническое, революционно-радикальное.

Видными представителями западников [10]являлись А.И.Герцен (1812-1870), Н.П.Огарев (1813-1877), М.А. Бакунин (1814-1876), В.Г.Белинский (1811-1848). По их мнению, Россия отстала от западной цивили­зации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов [11] были А.С.Хомяков (1804-1860), И.В.Киреевский (1806-1856), К.С.Аксаков (1817-1860). Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общинукак сочетание личного и коллективного начал, как особый "русский" менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественнополитический и нравственный порядок, религиозные устои (представители: Н.В.Федоров (1838-1903), К.Н.Леонтьев (1835-1891).

Представителями философского религиозного на­правления были русские писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, которые оставили большое литератур­ное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф.М. Достоев­ского (1821-1881) занимает проблема человека, его места в жиз­ни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем указанным ему богом.

Л.Н.Толстой (1828-1910) особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам[12]. В результате своего творчества стал автором философской доктрины называемой - толстовство, в которой он призывал отказаться от насилия, преобра­зовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым лю­дям, государство признается отжившим институтом, т.к. является аппаратом насилия, смысл человече­ской жизни - в усовершенствовании.

Самый яркий представитель революционно-демократической философии ХIХ века - Н.Г.Чернышевский (1828-1889)- фактически, представитель антропологического ма­териализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а человек - биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осу­ществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобра­зованию природы. Ядром этической доктрины Чер­нышевского была теория "разумного эгоизма", от­дающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро - свойство, полезное большинству людей. Его соци­альные взгляды - радикальны и утопичны: идеализи­ровал крестьянскую общину, а крестьянина считал главной революционной силой.

Основные тенденции русской религиозной философии [13] XIX века впитала в себя философия В.С.Соловьева (1853-1900). Центральной в учении В.Соловьва является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объ­единяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество.

Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т.д., Соловьев выступил против тезиса Л.Н.Толстого о непротивле­нии злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В.Соловьева: П.А.Флоренским (1882-1943), С.Н. Трубецким (1862-1905) и Е.Н.Трубецким (1863-1920), С.Н.Булгаковым (1871-1952), С.Л.Франком (1877-1922) и др.

П.А.Флоренский, развивая идеи «философии всеединства», стремился обосновать ее не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения. Объективный мир Флоренский рассматривал как проявление неких исконных духовных и одновременно материальных структур, организующих природу и культуру в формах «всеединства». Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов с возможными сочетаниями науки и религии, культуры и техники и др. Однако основным, первичным способом «схватывания» истины является откровение.

Конец ХIХ - начало ХХ вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской философии характерно возникновение философских систем. К ее особенностям можно отнести антропоцентризм, гуманизм и религиозный характер. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры. Продолжая их осмысление, было уделено внимание во­просам познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.

В этот период возникает философия русского космизма [14]. Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое - мистическо-теологическое (Н.В.Федоров, В.С.Соловьев и П.А.Флоренский), где превалирует установка «единство всего сущего», т.е. земного и небесного миров. Второе направлениеи естественно-научное (К.Э.Циол­ковский, В.И.Вернадский).

Яркий представитель космизма - Н.Ф.Федоров (1838-1903) - основу своего учения изложил в труде "Философия общего дела", где он обратился к вопросам творче­ских возможностей человека, науки и религии. Основной вопрос его философии - найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить его жизнь сообразно этой цели. Задача философии – объяснить мир и дать проект его преобразования. Более того, он утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.

В.И. Вернадский (1863-1945) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу.

К.Э.Циолковский (1857-1935) явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью философии Циолковского является «космическая этика».

А.Л.Чижевский (1897-1964)- основатель философской системы косми­ческой биологии, по его теории жизнь на земле нахо­дится под сильнейшим влиянием космоса.

В XX в. религиозная философия, получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных фило­софов Н.А.Бердяева (1874-1948), С.Н. и Е.Н.Трубецких, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и др.

Н.А.Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии[15]. Он называет себя философом «экзистенциального типа». Суть «экзистенциальной философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Проблема человека, философская антропология является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равно порядковыми понятиями по Бердяеву являются такие понятия как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Высшим проявлением свободы является свобода как божественная любовь.

Философия ХХ в. в России проходит под знаком господства идей марксизма, в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

Российский марксизм отразил всю сложность про­цесса развития России на рубеже веков. Его особен­ность - в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В.Плеханов (1856-1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории клас­совой борьбы, взаимоотношений общественного бы­тия и общественного сознания. Он был непримиримым противником философского идеализма и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции».В понимании истории Г.В.Плеханов считает все­общей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории он считал народные массы.

Его взгляды во многом разделял В.И.Ленин (1870-1924). Он является основателем политического движения, ко­торое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разра­боткой теории государства, исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращает­ся к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании возникшего в начале ХХ в, дает определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие историческо­го материализма, исследуя роль объективных условий и субъ­ективных факторов в истории, диалектику революции и эволю­ции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно за­нимался изучением политической системы, политической орга­низации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917-1991 гг.). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистаческой концепции, сформулированной в тру­дах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Со­гласно этой концепции, которую ее критики называли «наив­ным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивает­ся согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный про­гресс происходит не только эволюционно, но и прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность жи­вет и развивается в обществе, коллективе, который и есть усло­вие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей при­родной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этом социаль­ном идеале преобладает моральная идея высшей справедливо­сти и равенства, которые достигаются в процессе труда, осво­божденного от всех форм отчуждения[16].

В русской философии ХIХ-ХХ вв. можно выделить несколько философских направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: