По европейской философии XIX - XX вв

Абсолют - основная категория в философии Шеллинга, означаю­щая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущно­сти.

Абсолютная идея - основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в ко­торой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного про­странством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Автономная воля - категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, тра­диций, ценностей и т.п.

Антиномии - противоречащие друг другу суждения.

Антитезис - противоположное тезису положение.

Априорный - существующий до всякого опыта, врожденный.

«Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показы­вающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.

Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.

Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сфор­мулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

Императив - правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.

Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например: возможность. действительность, необходимость, случайность и т.п.

Категорический императив - правило, требующее обязательного исполнения.

Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изме­нения социальной действительности, поскольку она является нрав­ственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «ТЫ».

Максима - правило поведения, внешне выраженная формула по­ведения.

«Не-Я» - окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.

Объективный дух - часть гегелевской системы, в которой отра­жены воззрения философа на социально-историческую жизнь че­ловечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, ко­торые становятся уже элементом культуры.

Отчуждение - категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

Отчужденная сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.

Распредмечивание - превращение вещи в идею, принцип.

Старогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

Перцепция - чувственное восприятие действительности.

Синтез - соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Субъективный дух - категория гегелевской философии, показы­вающая жизнь индивидуального сознания.

Тезис - первое, основное положение гегелевской триады, сделан­ное в виде утверждения.

Тождество - категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Трансцендентальный - существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция - доопытное сверхчувствен­ное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Трансцендентный - выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада - метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.

Аналитическая философия - направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единст­венным способом постановки философских проблем. Аналитиче­ская философия отрицает способность философии отражать объек­тивный мир и по сути выражает тенденцию неопозитивизма в со­временной философии.

Герменевтика - искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

Иррационализм - направление в философии, которое, в противо­положность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности. И делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает во­лю /волюнтаризм/, интуицию /интуитивизм/, инстинкты /бессознательное/.

Неопозитивизм - отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в., сводит зада­чи философии к анализу языковых форм познания.

Неотомизм - философия современного католицизма, претендую­щая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпи­рии, созерцательности и практичности, индивидуальности и со­борности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное открове­ние. Подобно томизму неотомизм считает философию служанкой богословия.

Неофрейдизм - направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этно­графическими теориями. В отличие от биологизма З.Фрейда, не­офрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

Позитивизм - философское направление, считающее, что «поло­жительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследо­вание реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм - субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а об­щим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него - успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Психоанализ -метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации.

Томизм - направление в теологии католицизма, опирающееся на учение Ф. Аквинского. Попытка соединить религиозную догмати­ку с уважением к правилам разума.

Феноменология - философское, направление, стремящееся осво­бодить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чис­тое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия жизни - иррациональное философское течение, цен­тральной категорией которого выступает «жизнь» как некая ин­туитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся не к материи, ни к духу.

Фрейдизм - общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.

Экзистенциализм - философия существования в отличие от клас­сической философии сущности. Существование в отличие от сущ­ности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции не применимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеп-еру, есть бытие, направленное в ничто и сознаю­щее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глу­боко трагична.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: