Принципы институциональной организации властных институтов (1990 – 1993 гг., 1993 – 1996 гг., 1996-2000 гг., 2000 – 2009 гг.)

Политический институт – это исторически сложившаяся, нормативно закрепленная, организационно оформленная и регулярно воспроизводимая модель отношений, связанных с завоеванием политической власти, осуществлением общественного управления (А.Абрамов. Политический институт и политическая институционализация. Власть №5 2010).

Институциональная организация - специфический, относительно устойчивый и внутренне согласованный комплекс институтов (формальных и неформальных правил и соглашений), регулирующих отношения между группой акторов в рамках определенной сферы общественных отношений по заданному набору предметов взаимодействия.

1990-1993 Закладка фундамента системы российской государственной власти произошла по итогам референдума 17 марта 1991 г., когда подавляющее большинство избирателей РСФСР проголосовало за введение поста президента в республике. Политическая система современной России мыслилась и строилась как строго иерархичная вертикаль власти, вершиной которой являлся президент.

Выборы Президента РСФСР 12 июня 1991 года. Победу на которых одержал Б.Н.Ельцин. Создание дееспособной институциональной базы властной организации не входило в планы новых властителей. Более прочным и удобным им представлялся режим личной власти — президентская вертикаль, жесткая авторитарная система управления, подчиняющаяся непосредственно главе государства и ближайшему его окружению.

21 сентября 1993 он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», который прекращал полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета, что означало радикальную ломку всей политической системы.

1993-1996-2000 Институциональной основой властной организации в России стала Конституция 1993 г.: система государственной власти в России основана на принципах разделения властей (ст. 10) и федеративного устройства (ст. 5, глава 3); что РФ является правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7).На общефедеральном уровне систему органов государственной власти образуют Президент РФ (глава 4), Правительство РФ (глава 6), двухпалатный парламент — Федеральное Собрание (глава 5), состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Федеральными органами судебной власти являются Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды (глава 7).

Конфигурация системы государственной власти и полномочия ее институтов определены так, что глава государства — президент — является главным арбитром — «гарантом Конституции РФ» (ст. 80), первой и последней инстанцией принятия политических решений, замыкая на себя различные полномочия в сфере нормотворчества, исполнительной деятельности, кадровой политики.

Законодательная ветвь власти при всех внешних демократических атрибутах представляет собой на практике жесткую бикамеральную модель организации парламента, не предусматривающую единого координирующего парламентского органа, а также совместно реализуемых палатами полномочий.

Роль представительства интересов регионов призван выполнять Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания РФ.

Конституция РФ определяет правительство, по сути, как команду президента. Оно формируется главой государства. Состав правительства не определяется расстановкой сил в палатах парламента и результатами выборов. Это создает возможности для формирования так называемого «технического» кабинета из специалистов-технократов, не принадлежащих к политическим группировкам. Деятельность такого правительства всецело обеспечивается политическим ресурсом главы государства.

Вертикаль судебной власти в России является наиболее централизованной. Все суды относятся к системе федеральных судов.

2000-2009 С 2000 г. происходит наполнение новым содержанием формальных «правил игры», закрепленных в Конституции. Президентство В.В. Путина было отмечено:

– Реорганизации механизмов формирования властных институтов на федеральном и региональном уровнях (отмена одномандатных округов, изменение процедуры выборов глав регионов),

- усиление силовых структур

- формирование одно-с-половиной партийной системы.

- мобилизация население на создание институтов гражданского общества государственной властью (напр. Общественная палата)

- системообразующая роль президентской структуры в политической системе

- стремление выстроить вертикаль исполнительной власти (органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти. Во взаимоотношениях Федерального Собрания, законодательных органов государственной власти единая иерархическая система отсутствует, введение института полномочных представителей президента в 2000 г, отмена выборов глав регионов).

Снижение значения политических партий и их программ - основное внимание сосредоточилось на фигуре Президента, на его политике и конкретных осуществляемых им шагах. Ярким тому подтверждением являются итоги выборов в Государственную Думу 2003 года.

Так, «Единая Россия», практически никак не формулировавшая свою политическую позицию, ограничиваясь лозунгом «Вместе с Президентом», получила 37,09 % голосов избирателей и стала без особых трудов партией парламентского большинства. Таким образом, можно утверждать, что параллельно с исполнительной вертикалью сформирована законодательная вертикаль, когда в федеральном парламенте и в региональных законодательных собраниях фактически сложилась система принятия решений, контролируемая «Единой Россией». Участие во властной организации ЛДПР, КПРФ, Справедливой России лишь создают иллюзию выбора.

- по мнению А.И. Соловьева – происходит деполитизация публичной сферы российской политики (в результате, во-первых, реформы Совета Федерации 2000, который утратил свое значение, поскольку теперь в его состав входят все меньше сенаторов, связанных с территориями; во-вторых, изменений, внесенных в законодательство о политических партиях, приведших к значительному сокращению их числа, а также повышения заградительного избирательного барьера в Государственную думу для политических партий; в-третьих, в результате формирования де-факто партийной системы с правящей партией в лице «Единой России», которая дополнила исполнительную вертикаль власти вертикалью законодательной, посредством своего доминирующего положения, как в федеральном, так и в региональных парламентах.)

Формально новые законы и связанное с ними расширение полномочий президента не изменили политическую систему России, но содержательно трансформировали ее, усилив власть,

Политическая власть в РФ как механизм конструирования социальных отношений. Проблема мобилизации власти в социальной структуре российского общества. Генезис и природа политической власти в России. Особенности и тенденции трансформации политической власти в РФ. Изменение типов легитимности. Соотношение легитимности и эффективности власти. Ценностные ориентации российского социума в отношениях с политической властью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: