Политический институт – это исторически сложившаяся, нормативно закрепленная, организационно оформленная и регулярно воспроизводимая модель отношений, связанных с завоеванием политической власти, осуществлением общественного управления (А.Абрамов. Политический институт и политическая институционализация. Власть №5 2010).
Сморгунов определяет гос службу как систему законодательно регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти и государственного управления по обеспечению и исполнению их полномочий.
Суть государственной службы – обеспечение исполнения полномочий гос органов и лиц, замещающих гос должности, выполнение политических решений и опреативное управление подведомственной сферой.
Государственная служба теснейшим образом связана с главным политическим институтом – государством, а государственная (и политическая) власть во многом осуществляется именно через государственную службу, которая реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти
Государственные служащие могут преследовать свои корпоративные интересы в отношении государственной политики и располагают огромными возможностями и ресурсами по влиянию на характер политических решений, например информируя политиков и тем самым формируя их мнения. Вот почему государственная служба не может быть полностью оторвана от политики и в определенной мере является политико-властным институтом.
В ФЗ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ от 2003 г Государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации.
Взаимодействие политической и административной власти в России характеризуется (Падалкина, Ольга Евгеньевна Реформирование системы государственной службы Российской Федерации: политико-правовой аспект: диссертация):
-отсутствием «перегородок» между политической властью и административной;
-огромным влиянием политики на госслужбу и возможностью перехода из административной элиты в политическую и наоборот;
- сильным, сохраняющим свой традиционный характер, клиентелизмом (отношениями политической и личной преданности и покровительства) во взаимоотношениях руководителей и подчиненных;
- наличием опасной для демократического развития тенденции политизации госслужбы и «функционеризации» политики (т.е. активного перехода чиновников в законодатели и наоборот);
- значительной политической ролью сотрудников президентской администрации, их прямым участием в политической жизни страны, формировании государственной политики;
- высокой степенью закрытости, нетранспарантности госслужбы; низким уровнем доверия и контроля со стороны гражданского общества в отношении аппарата управления.