Международная торговля – это сфера обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями разных стран. В процессе международной торговли возникают два товарапотока:
1 экспорт- вывоз и продажа товаров заграницу.
2 импорт – ввоз и покупка товаров из-за рубежа.
Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а их сумма – это внешнеторговый оборот. Объектами международной торговли выступают только товары и услуги.
Структура международной торговли:
- международная торговля товарами
А) торговля базовыми товарами (нефти, газ, селохоз товары, лесные ресурсы)
Б) торговля готовыми товарами (торговля низкотехнологичными товарами - металлы; торговля среднетехнологическими товарами – станки, пластмассовые изделия; торговля высокотехнологичными товарами – аэрокосмическая техника, электроника, фармацевтика)
- международная торговля услугами.
Особенности международной торговли на современном этапе:
1. динамично развивается под влиянием НТП;
2. происходят структурные изменения в международной торговле в сторону увеличения наукоемкой продукции и услугам;
3. формирование крупных торговых блоков.
Виды мировой торговли:
- оптовая торговля;
- торговля на товарных биржах;
- торговля на фондовых биржах;
- международные ярмарки;
- торговля на валютных рынках.
Развитие современной МТ происходит под влиянием общих процессов, протекающих в мировой экономике. Мировому рынку присущи тенденции. Связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства и его глобализацией. Первое подтверждается ростом коэффициента эластичности мирового товарооборота, а второе – ростом экспортной и импортной квот для большинства стран. Открытость, взаимность экономик, интеграция становятся ключевыми понятиями для мировой экономики и мировой торговли. Во многом это произошло под влиянием ТНК, которые действительно стали центрами координации и двигателями мирового обмена товарами и услугами. Следствие этого процесса становится бартеризация международной торговли и рост других типов сделок встречной торговли и рост других типов сделок, которые уже занимают до 30% всей международной торговли. На первый план выдвигаются развитость экономической и социальной инфраструктуры, наличие компетентной бюрократии, сильной образовательной системы, устойчивая политика и т.д. Существенные сдвиги происходят в товарной структуре МТ: увеличилась для готовых изделии и сократилась доля продовольствия и сырья. Для современной МТ характерна тенденция к развитию торговли услугами, особенно деловыми (инжиниринг, консалтинг, лизинг, факторинг и др.)