Теории международной торговли. Теория глобализация. Свободная торговля и протекционизм. Эффективность внешней торговли

В 20-30 гг ХХ шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин разили теорию международной торговли. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что во-первых в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях, во-вторых неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства. Согласно теории Хекшера-Олина, страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Таким образом в косвенной форме экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства.

Дополнительные обстоятельства, влияющие на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

- неоднородность факторов производства, прежде всего, труда, который может существенно различаться по уровню квалификации. В результате в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность не вообще труда, а труда высококвалифицированного, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующею значительных трудовых затрат неквалифицированных работников.

- значительная роль природных ресурсов, которые часто могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством капитала.

- влияние на международную специализацию политики, проводимой государством, которое может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используется относительно дефицитные факторы производства.

Теория международного торговли, в частности, теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Свободная торговля является взаимно выгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают. Влияние внешней торговли на интересы потребителей. В результате развития международной торговли потребители в стране – импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене, а в стране- экспорте - проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок. Влияние международной торговли на интересы производителей. В результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. с другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходят на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам. Изменение благосостояния в торгующих странах в целом. В стране – импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране – экспортере, наоборот общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери.

Распределение выигрыша от торговли меду странами. Размер чистого выигрыша страны – импортера зависит от физического объема импорта и того, на сколько понизилась цена. Аналогично, величина чистого выигрыша страны- экспортера зависит от физического объема экспорта и того, на сколько повысилась цена. Для того, чтобы наглядно показать распределение выигрыша от торговли между странами, удобнее использовать графики спроса и предложения на мировом рынке. Если объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распределение выигрыша зависит только от того, насколько в этих странах изменились цены. Международная торговля взаимно выгодной, но выигрыш распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та стран, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами чем ниже эластичность спроса на импорт иди экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.

Протекционизм – государственная политика ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным этот конфликт интересов. Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии и т.д.) Таможенная пошлина на импорт, представляет государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Однако, введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь товар и следовательно, потреблять его меньше. Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны они могут расширить продажи так как импортные страны становятся дороже и потребитель предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш. Таможенный тариф является важны источником доходя для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта: Т х (D2-S2). Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь ввиду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. Введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества. Возникновение потерь от тарифа объясняется: во первых потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже; во вторых снижает эффективность распределения ресурсов, по сколькую расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек.

Квота- ограничение количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем его лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Отечественным производителям введение квоты выгодно- они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Результаты воздействия квоты и таможенного тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при ведении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам. Квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики. Использование квот делает внешне торговую политику более селективной. В мете с тем использование квот может приводить к дополнительным негативным эффектам. Квота может способствовать монополизации экономики.

Положительные факторы протекционизма:

- стимулирование производства и увеличение занятости. Увеличение совокупного спроса в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости;

- защита молодых отраслей. Чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции;

- увеличение доходов государственного бюджета;

- обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны;

- обострение межгосударственных противоречий;

- сокращение экспорта и ухудшение баланса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: