Платон. Политик

Собр. соч.: В 4 т. Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Авт. ст. в прим. А.Ф. Лосев. Прим. А.А. Тахо-Годи.

М.: Мысль, 1994. Т. 4. С. 3-70, (Философское наследие. Т. 121)

Из трех видов государственного правления одно и то же одновременно бывает особенно тяжким и самым легким.... Монархия, власть немногих и власть большинства - это три вида государственного правления... Если мы разделим каждое из этих трех надвое, У нас получится шесть видов, правильное же государственное правление будет стоять особняком и будет седьмым по счету [302с].

ИЗ монархии мы выделим царскую власть и тиранию, из владычества

немногих - аристократию (славное имя!) и олигархию. Что касается власти большинства, то раньше мы ее называли односложным именем демократии,

теперь же и ее надо расчленить надвое [302d]... И при ней, как и при других видах государственной власти, бывает управление согласное с законам

противозаконное.

Раньше, когда мы искали правильное государственное устройство, такое деление было бы бесполезным, что мы в свое время и показали. Теперь когда мы выделили. это правильное устройство и признали необходимы прочие виды, законность и противозаконие образуют деление надвое в каж-

дом из этих последних.

Итак, монархия, скрепленная [с. 58] благими предписаниями, которые называем законами, - это вид, наилучший из всех шести; лишенная же за нов, она наиболее тягостна и трудна для жизни [302е]... Правление немногих поскольку немногое - это середина между одним и многим, мы будем считать средним по достоинству между правлением одного и правлением большинства. Что касается этого последнего, то оно во всех отношениях слабо и в сравнении с остальными не способно ни на большое добро, ни на большое зло: ведь власть при нем поделена между многими, каждый из которых имеет ее ничтожную толику. Потому-то, если все виды государственного устройства основаны на законности, этот вид [303а] оказывается наихудшим; если же все они беззаконны, он оказывается наилучшим; дело в том, что, если при всех них царит распущенность, демократический образ жизни торжествует победу; если всюду царит порядок, то жизнь при демократии оказывается наихудшей, а наилучшей - при монархии, если не считать седьмой вид: его-то следует, как бога, от людей, отличать от всех прочих видов правления [303Ь, с. 59].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: