ВВЕДЕНИЕ
Организм человека привык к нормальным атмосферным условиям (давлению, температуре, влажности воздуха, составу воздуха).
Комфортно человек чувствует себя при давлении близкой к одной атмосфере (760мм рт.ст.), температуре (20¸25)°С.
С подъемом же на высоту давление атмосферное падает, температура понижается. Состояние стандартной атмосферы по некоторым высотам сведены в таблицу1:
Таблица 1.
Высота, км | Давление мм рт.ст. | Температура, °С |
2,4 | ||
-4 | ||
-30 | ||
-50 |
Как видно из таблицы давление с подъемом на высоту падает, температура уменьшается, кроме того, в воздухе уменьшается процентное содержание кислорода.
Поэтому для обеспечения необходимых условий в гермокабине самолета для жизнедеятельности экипажа и пассажиров существует высотное оборудование.
Высотное оборудование состоит из системы кондиционирования воздуха (СКВ), системы подготовки воздуха (СПВ), системы автоматического регулирования давления (САРД), кислородного оборудования (КО).
|
|
Система кондиционирования воздуха (СКВ) обеспечивает нормальную температуру в кабинах, и совместно с системой автоматического регулирования давления (САРД) обеспечивает давление и вентиляцию кабин.
Если для обеспечения температуры (20¸25)°С особых проблем при создании системы СКВ не возникает, то обеспечить нормальное атмосферное давление (760 мм рт. ст.) представляет собой определенные технические трудности. Дело в том, что обеспечивая давление в гермокабине до 760 мм рт. ст., мы тем самым задаем значительный перепад давления между гермокабиной и атмосферой.
Тем самым нагружаем избыточным давлением конструкцию самолета (обшивку, силовые элементы). Усиление же обшивки и силовых элементов приводит к увеличению массы самолета и уменьшению полезной нагрузки, что экономически не выгодно.
Поэтому конструктора пошли по другому пути. Медицинскими исследованиями определено, что человек нормально чувствует себя при пониженном давлении, а именно до 567 мм рт.ст.
Именно это давление обеспечивается системой СКВ на высоте на протяжении всего полета, при этом перепад давления между гермокабиной и атмосферой уменьшается почти вдвое.
СИСТЕМА СКВ САМОЛЕТА АН-140
Система кондиционирования воздуха (СКВ) служит для создания и поддержания в кабинах самолета необходимых условий жизнедеятельности.
СКВ состоит из двух независимых подсистем: левой и правой, обеспечивающих кондиционирование кабин самолета.
Температурный режим кабины экипажа обеспечивает правая подсистема, пассажирской кабины – левая подсистема.
При отказе одной подсистемы, другая обеспечивает кондиционирование обеих кабин.
|
|
С помощью СКВ осуществляется:
- обогрев или охлаждение кабины экипажа и пассажирского салона;
- вентиляция кабины экипажа и пассажирского салона;
- обогрев подпольного пространства;
- наддув гермокабины и автоматическое поддержание в ней заданного давления;
- обдув изнутри стекол экипажа.
СКВ является комплексной системой кондиционирования воздуха (КСКВ) и по конструктивно-функциональным признакам делится на:
- систему подготовки воздуха (СПВ);
- систему охлаждения, регулировки температуры и распределения воздуха в кабинах (собственно СКВ);
- систему автоматического регулирования давления (САРД) в кабинах.
1 - заслонка 3236А 7 - заслонка 3407
2 - обратный клапан 5499Т 8 - штуцер для подсоединения
3 - заслонка 3236А наземного источника
4 - датчик температуры П-109 сжатого воздуха
5 - сигнализатор давления МСТ-7,5А 9 - обратный клапан 5499Т
6 - термореле 7049А-300 10 - обратный клапан 3204Н
11 - запорная заслонка 3407
Рис. 1 Функциональная схема СПВ