Типы боротовых РЛС. Радиоэлектронные системы бомбометания и десантирования

Радиолокационные станции, применяемые в ВВС и ПВО, несмотря на их разнообразие, можно классифицировать по двум основным признакам:

-

 
 

по место установки;

- по тактическому назначению.

Показать это можно с помощью следующей схемы (рис.10).

С помощью РЛС регулируется движение самолетов на аэродроме и в районе аэродрома, производится посадка самолетов. Для этой цели служат диспетчерские и посадочные РЛС, измеряющие координаты самолетов с земли.

Самолетные панорамные РЛС позволяют вести наблюдения земной поверхности с самолета в условиях отсутствия оптической видимости, вести ориентировку в полете, разведку объектов противника, отыскивать цели и измерять их координаты.

Радиолокационные станции прицеливания, установленные на самолетах-истребителях, позволяют обнаруживать воздушные цели, измерять их координаты, что дает возможность решать задачи перехвата и прицеливания, управления стрельбой. Иногда РЛС прицеливания устанавливаются на бомбардировщиках, что позволяет им отражать атаки истребителей.

РЛС обнаружения воздушных целей предупреждает экипаж о возможности столкновения с другими самолетами, а также об опасных атмосферных образованиях.

На борту управляемых снарядов устанавливаются РЛУ, обеспечивающие обнаружение целей и наведение снаряда на нее.

При радиолокации обнаружении целей оказывается затруднительным точное установление вида цели и ее государственной принадлежности. Поэтому с радиолокационными средствами обнаружения целей тесно связаны в своей работе радиотехнические средства опознавания целей. Последние не являются радиолокационными, т.к. они используют в своей работе запросчики и ответчики, устанавливаемые на «своих» объектах. Однако эти средства часто относят к радиолокационным и рассматривают совместно с РЛС, т.к. они работают всегда параллельно с радиолокационными станциями.

Задачи, решаемые самолетным радиолокационным оборудованием.

С помощью радиолокационной аппаратуры, устанавливаемой на летательных аппаратах, можно решать целый комплекс задач. Основными задачами, решение которых возлагается на самолетное РЛО, является следующие:

- ведение обзора воздушного (космического) пространства и земной (водной) поверхности;

- определение координат (R, α и β) обнаруженных воздушных наземных и подводных целей;

- слежение за всеми видами целей в автоматическом или полуавтоматическом режиме;

- наведение управляемых снарядов, ракет или бомб на все виды целей;

- ведение разведки и картографирование местности;

- навигационное обеспечение движущихся объектов;

- обеспечение боевых действий авиации на малых и сверхмалых высотах;

- привод самолетов на свой аэродром;

- посадка самолетов в сложных метеорологических условиях.

РЛС обзора земной поверхности.

 
 

РЛС обзора земной поверхности или панорамные РЛС используются для поиска целей, осуществления прицельного бомбометания, навигации по наземным ориентирам, определения высоты полета, путевой скорости и угла сноса. Основное требование к такой РЛС- получение высококачественного изображения возможно большего участка местности, над которой пролетает самолет.

Панорамное РЛС представляют собой РЛС импульсного типа, упрощенная схема структурная которой представлена на (рис.11).

Синхронизатор предназначен для генерирования импульсов с частотой для запуска передатчика синхронизации работы (1- эпюра).

Передатчик усиливает импульсы синхронизатора и вырабатывает импульсы высокочастотной энергии с длительностью , мощностью и частотой f (эпюра-2). Антенный переключатель- это быстродействующий коммутатор, подсоединяющий антенну к передатчику или приемнику.

Радиоприемник РЛС предназначен для обнаружения слабых сигналов и поэтому должен иметь малый уровень собственных шумов. Вид напряжения показан на эпюре 3. На выходе приемника получаются продетектированные импульсы передатчика и отраженных от цели импульсов, имеющих запаздывание по времени (эпюра-4). Индикаторное устройство представляет выходные сигналы приемника в виде функции измеряемых координат цели. Для создания развертки по направлению на экране индикатора или для указания положения антенны в момент приема отраженных сигналов индикатор связан с антенной.

Повторюсь- панорамные РЛС выполняются по примерной такой же схеме импульсной РЛС, но техническое исполнение элементов панорамной РЛС имеет свои особенности.

Антенна ПРЛС создает диаграмму направленности в виде плоского веерообразного луча, широкого в вертикальной и узкого в горизонтальной плоскости. При вращении антенны вокруг вертикальной оси облучается поверхность в виде круга.

Принцип получения радиолокационного изображения местности основан на различиях в характере и интенсивности отражения радиоволн от поверхности земли с разным характером рельефа. Для пояснения рассмотрим каким образом создается радиолокационное изображение участка местности, облучаемого самолетной панорамной РЛС. На рисунке (рис.12.) изображен участок местности, его радиолокационное изображение и графики изменения амплитуды сигнала на выходе приемника во времени для 4-х характерных направлений.

Начало координат соответствует моменту излучения импульса РЛС. Характер изменения сигнала по амплитуде примерно соответствует топографическому строению местности. Для примера рассмотрим диаграмму 3. Начальное возрастание сигнала соответствует отражению от острова, затем сигнал уменьшается, что соответствует водной поверхности в проливе, далее сигнал опять возрастает при поступлении отражения от берега. Наличие строений приводит к еще большему возрастанию сигнала. На начальных участках графиков длительностью 2Н/с сигналы отсутствуют, т.к. эти участки соответствуют времени прохождения сигнала от самолета до поверхности моря и обратно (это темное высотное пятно на РЛИ местности).

Если применить И. Круг обзора с яркостной отметкой, радиальная развертка которого вращается синхронно с антенной, можно получить изображение местности. Сигналу большей интенсивности соответствуют более светлые участки на экране. Так как антенна вращается сравнительно медленно, то

 
 

каждая последующая развертка примыкает к предыдущей, образуя сплошное изображение. В центре образуется темное высотное кольцо.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

1. Любченко В.К. Овчиников Н.И. Радиоэлектроника и авиационные радиолокационные устройства, часть II. Москва, ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1974.

2. Вертоградов В.И. Радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов, части I и II. Москва, Воениздат. 1981.

3. Основы авиационной техники, части I и II. под редакцией Лебедева А.А. Воениздат, 1969.

4. Василенко Н.Т. Авиационное радиоэлектронное оборудование. Москва. ВВИА им.проф. Н.Е. Жуковского, 1984.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: