Назначение управления

Не всегда в результате постепенной формализации процесса моделирования удается получить описание, позволяющее найти желаемое решение. Тогда говорят о принципиальной ограниченности формализованного описания изучаемого объекта. Обычно такие ситуации возникают при исследовании объектов, отображаемых классом самоорганизующихся систем, особенности которых рассмотрены в теме № 1.

Разумеется, к этому классу относится и ресторан, и кошка, и любое предприятие, … и, тем более, человек!

Но выше мы старались просто понять, что они собой представляют, и хотя бы отобразить существующее состояние системы, ее структуру, «срез». И то нам пришлось прибегнуть к постепенной формализации, к использованию сочетания подходов и переключению образного и формального полюсов мышления. А если, понимая, что система постепенно изменяется, мы хотим влиять на эти изменения? Можно ли поступить так: создать желаемый образ, определить пути его достижения и выбрать из них наилучший?

Подобные задачи называются задачами проектирования.

Но это практически неосуществимо для систем такой сложности, как ресторан, предприятие, не говоря уже о «проектировании» или хотя бы совершенствовании кошки или человека.

Как же быть? Влиять на процесс движения объекта к достижению желаемого состояния можно с помощью управления этим процессом. Управлять можно процессом проектирования (совершенствования) системы в целом, или отдельными компонентами или видами деятельности системы в процессе ее функционирования. В самом деле, если бы мы хотели составить алгоритмы, строгие последовательности действий для всех процессов, происходящих в ресторане, то получилась бы ситуация, подобная известному изречению: «Если бы сороконожка задумалась, какую ей ногу переставлять, то она умерла бы с голоду».

Это изречение нужно всегда вспоминать, когда мы имеем дело с совершенствованием сложных самоорганизующихся систем. Невозможно составить формальные алгоритмы поведения кошки, человека, всех процессов, происходящих в ресторане, на предприятии.

Можно только разработать модели («отображения действительности, учитывающие немногие ее свойства») и на их основе вырабатывать некоторые «управляющие воздействия», корректирующие и направляющие поведение таких объектов. При этом модели необязательно должны быть строго формальными. Они могут быть и описательными или, как принято в этом случае говорить, - «объяснительными», т. е. помогающими понять ситуацию, найти хотя бы аналогии и выработать управляющие воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: