Содержание санитарно-просветительской работы с родителями
Категория родителей
| Содержание санитарно-просветительской работы
|
Женщины, планирующие беременность, и женщины в первой половине беременности
| Влияние образа жизни, соматического и стоматологического здоровья беременной на формирование челюстно-лицевой области ребенка;
Значение терапевтического, гинекологического и стоматологического наблюдения и лечения беременной; правила питания беременной
|
Женщины во второй половине беременности, родители новорожденных и детей раннего возраста
| Правила питания беременной и кормящей матери; преимущества естественного вскармливания для развития зубо-челюстной системы ребенка; правила вскармливания ребенка;
правила гигиенического ухода за полостью рта и зубами ребенка; правила общей гигиены, предотвращающие раннее заражение ребенка кариесогенной микрофлорой;
нарушения правил вскармливания как причина «рожкового» кариеса;
роль родителей в формировании нормальных функций челюстно-лицевой области и прикуса ребенка; роль родителей в предупреждении бытовой и спортивной травмы зубов ребенка
|
Родители детей дошкольного и младшего школьного возраста
| Значение рациона и режима питания для стоматологического здоровья детей;
обязанности родителей по уходу за полостью рта ребенка; правила выбора и применения средств гигиены полости рта ребенка и жевательной резинки; правила гигиенического воспитания детей; возможности и правила системной и местной фтопрофилактики кариеса зубов;
роль родителей в формировании нормальных функций челюстно-лицевой области и прикуса ребенка; правила формирования позитивного отношения ребенка к стоматологическим осмотрам и вмешательствам; значение регулярных профилактических стоматологических осмотров ребенка и офисных профилактических мероприятий; необходимость раннего и качественного лечения и своевременной санации его полости рта;
роль родителей в предупреждении бытовой и спортивной травмы зубов ребенка
|
1.2. Объем формируемых представлений и навыков:
Контингент
| Формируемые представления
| Вырабатываемые
навыки
|
Женщины в 1-й половине беременности
| 1. О влиянии кариеса и его осложнений на общее состояние беременной и развитие плода.
2. О гигиене полости рта как основном способе предупреждения стоматологических заболеваний.
3. О значении характера питания беременной для развития зубов будущего ребенка.
4. Об опасности для беременной вредных привычек и самостоятельного приема лекарственных веществ.
5. О значении двигательного режима и гимнастики, гигиены одежды для предупреждения пороков развития челюстно-лицевой области у ребенка
| 1. Подбирать зубную щетку и пасту в завис мости от состояния зубов и пародонта, овладеть правилами ухода за полостью рта.
|
Женщины во 2-й половине беременности
| 1. О значении естественного вскармливания для развития ребенка
2. О правильной организации искусственного вскармливания ребенка
3. О правильном положении детей в постели
4. О заболеваниях слизистой оболочки полости рта у новорожденных
5. О необходимости наблюдения стоматолога за детьми, родившимися от матерей с отягощено протекавшей беременностью
| То же
|
Родители детей до 1 года
| 1. Об организации питания детей этого возраста
2. О роли соответствующих возрасту общеукрепляющих мероприятий
3. О вредных привычках, типичных для этого возраста
| 1. Правильно вскармливать детей с помощью соски или ложки
2. Контролировать позы детей во сне, при ходьбе, сидя
3. Предупреждать и устранять вредные привычки
|
Родители детей от 1 до 3 лет
| 1. Об организации питания детей этого возраста
2. О роли соответствующих возрасту общеукрепляющих мероприятий
3. О вредных привычках, типичных для этого возраста
4. О заболеваниях слизистой оболочки полости рта у детей
5. О необходимости обучения ребенка уходу за полостью рта
| 1. Обучать детей правильному приему пищи
2. Обучать утренней зарядке и закаливанию на личном примере
3. Предупреждать и устранять вредные привычки, контролировать позы во сне, при ходьбе, сидя, стоя
4. Учить удерживать воду во рту не глотая, а затем полоскать рот после каждого приема пищи
5. Ознакомить с зубной щеткой, с чисткой зубов щеткой без пасты
|
Продолжение таблицы
Контин-гент
| Формирование представления
| Вырабатываемые навыки
|
Родители детей 3-6 лет
| 1. Об организации питания детей этого возраста
2. О роли общеукрепляющих мероприятий, соответствующих возрасту ребенка
3. О вредных привычках, характерных для этого возраста
4. О роли избыточного употребления сладостей и плохой гигиены в возникновении кариеса зубов
5. О методах обучения детей ухода за зубами
6. О необходимости психологической подготовки ребенка к лечению зубов
7. О важности жевательной нагрузки, тренировки зубов и челюстей с помощью дозированной нагрузки
| 1. Научить не спеша, тщательно, энергично пережевывать пищу на обеих сторонах челюстей, не запивать
2. Контролировать осанку ребенка при ходьбе, в положениях сидя, стоя, лежа; приучить к занятиям гимнастикой, двигательной активности; закаливание организма ребенка
3. Предупреждать и устранять привычки сосать пальцы и предметы, грызть ногти, карандаши, игрушки и т. п.
4. Ограничивать употребление ребенком сладостей, особенно перед сном и в промежутках между приемами еды; приучить полоскать рот после еды и сладкого
5. Поэтапно научить ребенка правилам ухода за зубами, контролировать чистку зубов утром и вечером
6. Объяснить ребенку необходимость лечения и правила поведения в кабинете стоматолога
7. Научить выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей с помощью дозированной жевательной нагрузки и контролировать их выполнение
|
Родители детей
7-10 лет
| 1.О средствах гигиены полости рта (зубные щетки и пасты, нити, зубочистки)
2.О причинах, которые нарушают прикус (выдвигание челюсти вперед или в сторону, закусывание и сосание губ, щек, языка, пальца)
| 1.Покупать зубные пасты и щетки, отвечающие возрасту ребенка и состоянию его зубов, учить пользоваться зубной нитью, зубочисткой
2. Предупреждать и устранять вредные
привычки
|
Родители подростков
11-14лет
| 1.О причинах и путях устранения кровоточивости десен у подростков
2.О повышении вероятности развития кариеса зубов в период активного роста при несоблюдении гигиенического режима и нерациональном питании
3.О возможности ухудшения отношения подростка к лечению зубов в период полового созревания
| 1. Контролировать качество ухода за зубами, покупать зубные пасты и эликсиры, соответствующие состоянию десен и зубе
2. Контролировать рациональное питание подростка, достаточное пребывание на воздухе, полноценность сна, двигательную нагрузку
3. Проводить психологическую подготовку к лечению зубов
|