double arrow

Примерный сценарий урока гигиены полости рта для детей 2-го класса общеобразовательной школы

Лекция "Как сохранить зубы здоровыми?"

Лектор: (Приветствие).

Дети: (Приветствие).

Лектор: Дети! Кто знает, чем занимается врач-стоматолог?

Дети: Лечит зубы, десны (лектор может дополнить).

Лектор: Верно (похвалить за верные ответы).

Лектор: Человеку нужны зубы? Может быть лучше, если бы их не было?

Дети: (Улыбаются). Нет, нужны, чтобы правильно произносить слова, чтобы откусывать и пережевывать пищу, украшают лицо человека.

Лектор: Правильно (целесообразно обобщить ответы и объяснить: если во рту есть больные зубы, то могут болеть желудок, сердце, уши, суставы и другие органы).

Кто знает, из чего состоит зуб?

Дети: (Ответы могут быть разные. Их следует выслушать, если был правильный ответ - похвалить).

Лектор: Правильно. Зуб - часть целого организма, это живая структура, и он значительно больше, чем та небольшая часть, которую вы можете действительно видеть во рту (показывает на макете). Посмотрите па рисунок. Часть зуба, которая находится выше линии десен, называется коронкой; часть зуба, которая находится в челюсти и крепко держит зуб, называется корнем.

Коронку покрывает эмаль - очень твердый, белый слой зуба. Эмаль является самым твердым веществом в организме человека. Дентин - желтоватая ткань, формирующая основную массу зуба. Пульпа - "живое ядро" зуба, которое содержит нервы и кровеносные сосуды. Цемент - это костеподобная ткань, покрывающая корень и помогающая удерживать зуб на месте.

Лектор: От чего могут болеть зубы?

Дети:

1. Если есть много конфет.

2. Если не чистить зубы.

3. Если не заниматься спортом, человек становится слабым, может быстро заболеть и у него также быстро могут заболеть зубы.

4. Если не ходить к стоматологу на проверку.

Лектор: Вы, по-видимому, все слышали, что существует такое заболевание, как "кариес". В переводе с латинского языка "кариес" означает "гниение". Кто знает, как он появляется?

Дети: (Отвечают).

Лектор: Кариес вызывают бактерии, живущие в зубном налете. Зубной налет - мягкий, липкий, почти невидимый слой, который постоянно формируется на зубах и есть во рту у любого человека. Он содержит миллиарды бактерий, вызывающие развитие кариеса и болезней десен. Бактерии не атакуют зуб прямо, но они превращают сахар, содержащийся в пище, в кислоту. Именно эта кислота и начинает растворять зубную эмаль. Эмаль деминерализуется, в результате чего образуется белое пятно, которое не беспокоит человека, его тяжело заметить самому, его может увидеть только врач.

Если зуб вовремя не лечить, то бактерии достигают мягкой пульпы внутри зуба, где они атакуют нервы и кровеносные сосуды. Возникает зубная боль. Если зуб своевременно не вылечить, то инфекция распространяется в кость челюсти и образуется флюс.

Кроме того, зубной налет раздражает десны и постепенно может вызвать их воспаление. При этом появляются кровоточивость десен при чистке зубов, неприятный запах изо рта.

Лечить больные зубы и десны, помочь сохранить их надолго здоровыми и крепкими должен врач-стоматолог. Поэтому не забывайте дважды в год обязательно посещать стоматолога.

Лектор: Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить ваши зубы здоровыми очень долго?

Дети: Чистить зубы, не есть сладкого, есть сыр, твердую пищу.

Лектор: Верно, вы должны помнить, что каждый из вас сам может сохранить красивую и здоровую улыбку, если будет придерживаться определенных правил.

Правило 1. Физическое развитие и закаливание.

В здоровом теле - не только здоровый дух, как говорит народная пословица, но и здоровый зуб. Вы знаете, что спорт и закаливание укрепляют организм, повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям, увеличивают выносливость. Следовательно, регулярные занятия в любимой спортивной секции, ежедневная зарядка, посещение бассейна - все это важно как для всего организма, так и для состояния зубов, ведь при неправильном телосложении формируется неправильный прикус. Это приводит к неправильному смыканию зубов, поэтому в пережевывании пищи участвуют не все зубы, что также способствует их поражению кариесом.

Правило 2. Активное жевание.

Физкультура нужна также и для зубов. Среди причин кариеса и гингивита ученые указывают на то, что жевательный аппарат человека в настоящее время лишен нагрузок, которые имели зубы у первобытных предков. Поэтому нужно стараться больше употреблять твердую пищу, отварное мясо, а не кушанья из фарша. По возможности, больше употреблять сырые и твердые овощи и фрукты, не отказываться от черствого хлеба, особенно хлебных корочек. Нужно много и сильно жевать после вязких продуктов - каш, пюре и кондитерских изделий. Это способствует самоочищению зубов от остатков пищи, укрепляет ткани пародонта, улучшает питание тканей, окружающих зуб. Поэтому прием пищи желательно заканчивать морковью, яблоками или грушами.

Правило 3. Гимнастика для зубов и десен.

Нагрузку на зубы, кроме жевания, можно дополнять специальными упражнениями. Необходимо приучить себя иногда попеременно (сильно и слабо) сжимать зубы, закрывать рот на несколько секунд плавно и быстро. Такие движения нужно выполнять, смыкая то боковые зубы (как при жевании), то передние (как при откусывании). Другие движения - смещение нижней челюсти вправо и влево - повторять тоже сильно и умеренно, но так, чтобы зубы скользили по зубам.

Правило 4. Рациональное питание.

Это означает, что питаться нужно регулярно. Сбалансированным является такое питание, при котором потребляется достаточное количество витаминов и минералов, необходимых для здоровых зубов. Чтобы зубы были сильными и здоровыми, им нужен кальций, фосфор, фтор, витамины Д, А, С и другие вещества.

Кальций содержится в молочных продуктах (молоко, кефир, йогурт без добавок, сыр, твердый сыр), зеленых овощах, моркови, капусте, салате, орехах, абрикосах, яблоках. Фосфором богаты рыба, мясо. Но чтобы эти минеральные вещества хорошо усвоились, следует употреблять в пищу такие продукты, у которых соотношение кальция и фосфора является оптимальным (например: грецкие орехи, клубника), а также продукты, содержащие белки, витамины.

Фтор необходим для того, чтобы эмаль зуба была крепкой. Кроме того, постоянные зубы, которые формируются сейчас в ваших челюстях, будут благодаря фтору более крепкими и здоровыми. Фтор содержится в большинстве видов морской рыбы, морской капусте, в чае.

А вот употребление сладких и мучных изделий следует ограничить. Чрезмерное употребление сладкого, нехватка витаминов и микроэлементов - вот главные факторы риска развития кариеса зубов, который широко распространился после изобретения способа производства сахара. Сахар нужен, он источник энергии, служит пищей для мозга, но очень часто мы употребляем его намного больше, в результате чего страдают зубы.

Правило 5. Ограничение потребления сладостей.

Если очень хочется полакомиться конфетой, то можно не чаще одного раза в неделю сделать "сладкий день", съесть одну-две конфеты, лучше из молочного шоколада, чем леденцы и тянучки, которые долго растворяются во рту и создают для зубов вредную сладкую среду. После конфеты или пирожного прополаскивать рот нужно особенно тщательно. Будет очень хорошо для ваших зубов, если вы сладости замените на свежие фрукты, орехи и семена.

Частое употребление сахара и сладких продуктов является основной причиной повреждения зубов. Постоянный прием сладкого в течение дня поддерживает уровень кислоты во рту высоким, позволяя бактериям осуществлять постоянную атаку зубной эмали. Именно поэтому пища и напитки, содержащие много сахара и потребляемые между основными приемами пищи, создают реальную угрозу для зубов.

Правило 6. Ополаскивание зубов жидкими пищевыми продуктами, способными укрепить эмаль. Такими продуктами являются молоко и чай (особенно зеленый), которые полезно на некоторое время (1-2 минуты) задерживать во рту или медленно пить.

Правило 7. Полоскание полости рта. Это нужно делать сразу после еды, пока не началось разложение пищевых остатков под действием микробов. Особенно вредны для зубов и десен продукты брожения сахара, поэтому полезно для полоскания полости рта после еды использовать щелочную минеральную воду или раствор пищевой соды, но можно и простой водой. Полоскать нужно энергично в течение 2 минут.

Правило 8. Чистка зубов.

Лектор: Кто знает, сколько раз в день нужно чистить зубы?

Дети: (Разные ответы - 1, 2, 3).

Лектор: Необходимо тщательным образом чистить зубы два раза в день: утром - после завтрака, вечером - перед сном. Но когда вы целый день дома, то нужно чистить зубы и после обеда.

Чистку зубов проводят последовательно сначала на верхней, потом на нижней челюстях (врач демонстрирует методику чистки зубов на модели). На каждой поверхности зуба необходимо делать по 10 парных движений зубной щеткой с обязательным захватом десны. Чистку начинают с жевательной группы зубов верхней челюсти: жевательные поверхности чистят возвратно-поступательными движениями, наружные поверхности - подметающими движениями от десен, а внутренние - скребущими движениями.

Потом последовательно таким же образом чистят фронтальные зубы и дальше переходят на другую сторону челюсти. В этой же последовательности чистят все зубы на нижней челюсти. Чистку завершают круговыми движениями щетки при сомкнутых челюстях. Чистка длится около 3 минут, в течение которых нужно осуществить 300-320 парных движений зубной щеткой.

Вам, наверное, интересно будет узнать, что человек начал чистить зубы очень давно. Еще у индусов в VII в. до нашей эры описана такая методика чистки зубов: "Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветви дерева или куста без узлов, длиной в 12 пальцев и толщиной в мизинец, которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая растительные масла и ряд ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны".

Основной инструмент для чистки зубов - зубная щетка. У каждого она должна быть своя. Для вас наилучшая зубная щетка - детская, из синтетической щетины, средней мягкости, с закругленными концами. Ее рабочая часть должна по размеру покрывать 2-3 зуба. Особенность зубной щетки для детей заключается в том, что более твердые внутренние щетинки тщательно очищают зубы от налета, а более длинные внешние щетинки осторожно массируют десны и снимают налет с боковой поверхности зубов. Щетка имеет нескользкую ручку, которую легко удерживать, и гибкую шейку, которая прогибается и предупреждает ранение десен.

Зубную щетку нужно хранить в чистоте, головкой вверх. Никогда не используйте дома для хранения щетки футляры, они нужны только в дороге. Зубная щетка должна полностью высохнуть до следующей чистки зубов. Если она останется влажной, то создаются благоприятные условия для развития на ней бактерий. Свою зубную щетку нужно менять на новую каждые 3 месяца, поскольку старая щетка, щетинки которой стали неровными, разлохмаченными, не может хорошо чистить зубы.

Лектор: А что делать, если вы не имеете возможности почистить зубы после еды (в школе, в гостях)?

Дети: Прополоскать рот, пожевать жевательную резинку, съесть что-то твердое.

Лектор: Правильно. Зубная щетка не может полностью очистить межзубные промежутки. Для их чистки следует использовать зубные нити (флоссы). Как правильно ими пользоваться, вас научит ваш врач-стоматолог.

После того как вы закончили чистить зубы щеткой и флоссом, нужно прополоскать рот, чтобы удалить остатки налета.

Кроме того, есть еще одно, хорошо вам известное, средство гигиены. Это - жевательная резинка. Но нужно хорошо запомнить, что она никогда не заменит зубную щетку. Из жевательных резинок предпочтение следует отдавать тем, которые не содержат сахара. Жевать ее можно только после еды в течение 10-15 минут, особенно в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться зубной щеткой. Жевательная резинка стимулирует выделение слюны, которая способствует очищению зубов. Но жевание резинки натощак может привести к заболеваниям желудка. Кроме того, человек, который постоянно что-то жует, выглядит не очень привлекательно в глазах окружающих.

Правило 9. Применение зубных паст с фтором.

Зубные пасты используют для усиления очищающего действия зубной щетки. Они содержат различные вещества и разнообразные химические компоненты, которые растворяют и обезвреживают зубной налет, освежают дыхание. Современные зубные пасты содержат кальций, фосфор, фтор, которые предупреждают развитие кариеса. Вам уже можно пользоваться и взрослыми зубными пастами, но следует брать небольшое количество (величиной с горошину) пасты. Зубы нужно чистить в течение 3 минут. Зубным порошком вам пользоваться не следует.

Правило 10. Бережное отношение к зубам.

Эмаль зубов не любит резкого изменения температуры и ударов. А ее поврежденная поверхность легко становится местом, откуда начинается разрушение зуба. Поэтому нужно избегать температурных перепадов: нельзя после горячего сразу есть холодное или наоборот.

Опасно откусывать и грызть зубами твердые предметы из металла, пластмассы, грызть орехи - эмаль может отколоться. Кроме того, если у вас есть вредная привычка постоянно грызть, например, ручку, может нарушиться расположение зубов или челюстей, которые в будущем придется лечить у ортодонта. Во время падения или удара, когда травмируется зуб, следует немедленно обратиться к врачу-стоматологу.

Мы очень надеемся, что вы обязательно будете следовать этим правилам ухода за зубами и регулярно (дважды в год) посещать своего стоматолога. И тогда ваша улыбка всегда будет белоснежной и здоровой и будет приносит радость вам и вашим родителям

Тесты α = 2

1. Что доминирует у ребенка дошкольного возраста?

A. Познавательные мотивы

B. Игровая деятельность

C. Стремление к обобщениям

D. Уважение к авторитету

E. Непослушание

2. Какие недостатки урока гигиены как формы гигиенического обучения?

A. Нет обратной связи

B. Охватывает мало детей

C. Занимает много времени

D. Охватывает много детей

E. Требует прямых финансовых затрат

3. Сколько времени должно длиться занятие по гигиеническому воспитанию в детском саду?

A. 45-60 минут.

B. 30-45 минут.

C. 20-30 минут.

D. 10-20минут.

E. 5-10 минут

4. Какой основной способ подачи материала по стоматологическому гигиеническому воспитанию в младшей группе детского сада?

A. Рассказ

B. Демонстрация плакатов

C. Игра-сказка

D. Опрос

E. Лекция

5. Каким образом можно определить базовый уровень знаний по стоматологической профилактике у детей в детском саду?

A. Анкетирование

B. Опрос детей

C. Не определяется

D. Опрос родителей

E. Разговор с воспитателем 

6. Какие основные элементы занятия с детьми в садике по стоматологической профилактике?

A. Изложение материала

B. Изложение материала, контроль усвоения

C. Изложение материала, практическая часть

D. Изложение материала, практическая часть, контроль усвоения

E. Практическая часть

7. Какой метод общения с детьми является наиболее эффективным при гигиеническом обучении в детском саду?

A. Монолог врача.

B. Монолог ребенка.

C. Диалог врача и ребенка.

D. Диалог врача и сказочных персонажей.

E. Диалог врача, ребенка и сказочных персонажей.

8. Какими практическими навыками должен овладеть ребенок после проведения гигиенического обучения в детском саду?

A. В этом возрасте он должен иметь лишь теоретические знания

B. Применение флоссов

C. Техникой чистки зубов

D. Уметь полоскать рот

E. Знать названия зубов

9. Какие знания должен получить ребенок во время проведения гигиенического обучения в детском саду?

A. От чего могут портиться зубы

B. Что такое зубная бляшка

C. Механизм деминерализации эмали при кариесе

D. Что представляют собой болезни десен

D. Что входит в состав зубных паст

10. На что должен делаться акцент на втором занятии по гигиеническому обучению в детском саду?

A. На повторении теоретического материала

B. На контроле усвоения практических навыков

C. На рассказывании сказок о гигиене полости рта

D. На демонстрации врачом правил чистки зубов

E. На рассказе о разных способах стоматологической профилактики

11. Какие формы работы при гигиеническом воспитании должны преимущественно применяться при работе с детьми в возрасте 2-3 года?

A. Обучение чистке зубов с использованием пасты, беседы

B. Уроки здоровья, соревнования, плакаты, рисунки, демонстрация тематических, фильмов

C. Игры, содержащие сюрпризные моменты. Рисунки

D. Санитарно-просветительские беседы. Уроки гигиены. Рисунки, плакаты

E. Проведение бесед, выступления, диспуты

12. Какие формы работы при гигиеническом воспитании должны преимущественно применяться при работе с детьми в возрасте 8-10 лет?

А. Обучение чистке зубов с использованием пасты, беседы

B. Уроки здоровья, соревнования, плакаты, рисунки, демонстрация тематических фильмов

C. Игры, содержащие сюрпризные моменты. Рисунки

D. Санитарно-просветительские беседы. Уроки гигиены. Рисунки, плакаты

E. Проведение бесед, выступления, диспуты

13. Каким движениям зубной щетки обучают детей на первом этапе ГО и В?

А. Вертикальные по передней поверхности

B. Движения по задней поверхности

C. Продольная чистка жевательных поверхностей

D. Поперечная чистка жевательных поверхностей

E. Подметающие движения

14. Каким движениям зубной щетки обучают детей на втором этапе ГО и В?

А. Вертикальные по передней поверхности

B. Движения по задней поверхности

C. Продольная чистка жевательных поверхностей

D. Поперечная чистка жевательных поверхностей

E. Подметающие движения

15. Каким движениям зубной щетки обучают детей на третьем этапе ГО и В?

А. Вертикальные по передней поверхности

B. Движения по задней поверхности

C. Продольная чистка жевательных поверхностей

D. Поперечная чистка жевательных поверхностей

E. Подметающие движения

Контрольные вопросы (α = 2).

1. Какие разделы включает гигиеническое воспитание населения по вопросам стоматологической профилактики?

2. Какие формы санитарно-просветительной работы Вам известны и какие являются наиболее эффективными в зависимости от возраста ребенка?

3. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 2-3 лет?

4. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 3-4 лет?

5. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 4-5 лет?

6. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 5-6 лет?

7. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 6-7 лет?

8. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей младшего и среднего школьного возраста?

9. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей старшего школьного возраста?

10 Организация и проведение уроков здоровья.

Для второй младшей группы рекомендуется два занятия по уходу за зубами в течение года по 10 мин; для остальных групп — по одному занятию за год по 20 мин.

Формулировка методики чистки адаптирована для детей соответствующего возраста и согласована с педагогами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: