Мильтон-модель: язык для людей с воображением

Что делал в своей работе Мильтон Эриксон? Как очень хорошо образованный психолог, он стремился в своих разговорах с людьми дать им почувствовать, что он очень уважает их мнение, доверяет их воображению, и дает им право выбора. Думаю, что вы неоднократно встречали на страницах газет, на телевидении, и в жизни специалистов в области психологии, которые исповедуют эту концепцию, с определенной долей искренности полагая, что человек, сидящий перед ними действительно способен на игру воображения и сознательный выбор из многих вариантов.

Каждому, с кем мы поведем убеждающую беседу, необходимы а) определенная доля абстракции-конкретики, б) определенный масштаб, в) определенную степень сознательности решения. Выбор, который вы будете делать, будет опираться на все то убежденческое расследование, которое вы уже провели в соответствии с первыми главами учебника. Так вот Мильтон-модель убеждения подойдет для тех, кто предпочитает сам принимать решения, руководствуясь своими собственными соображениями, и делать это с должной долей точности.

Итак, мы должны действовать от противного. То есть, пользуясь языком Мильтона, мы будем говорить отвлеченно, абстрактно, делая общие ссылки и используя совершенно общие выражения. Мильтон сам присвоил категориям, которые он использовал в своем «языке» некие имена. Эти имена могут показаться вам подходящими, но могут и огорчить вас своей излишней… прямотой, наверное. Поэтому вы вольны придумывать этим техникам свои собственные имена. Чтобы долго не расписывать страницы текста, а сделать учебник убеждения чуть покороче, я, пожалуй, опять построю табличку. Вот она.

Стратегии Эриксона

Название Эриксона Пример В чем коммуникативная функция
«Чтение мыслей» «Вы, конечно же думаете, что…» Если вы правильно калибровали и подстроились, такое внезапное «попадание в точку» мгновенно вызовет подстройку и раппорт.
«Безличность» «Полезно помнить, что…» Ссылка на некий неназванный источник позволяет человеку предположить, что все действуют именно так, как ему предлагает поступить убеждающий.
«Причинно-следственная связь» «Если то… то это». Позволяет убеждающему показать, что существует определенная связь между явлениями, между которыми связи может и не быть.
«Сложная равнозначность» «Вы уже давно работаете, наверное, устали…» Убеждающий как бы предполагает связь между двумя событиями, несмотря на то, что связи может и не быть. Обязательно должно опираться на калибровку!
«Пресуппозиции» «Как вы уже знаете…» Заставляет клиента подумать, что он уже действительно что-то знает. Часто применяется преподавателями!
«Модальный оператор возможности…» «Вы можете научиться преодолевать…» Убеждающий как бы дает понять, что у клиента есть возможность выбора, и она вполне вознаграждаема.
«Модальный оператор необходимости» «Вы должны прийти…» Убеждающий как бы дает понять, что клиенту необходимо сделать какой-то шаг.
«Модальный оператор желательности» «Вам лучше бы…» Убеждающий дает понять, что хотя у клиента есть право выбора, он поступит правильнее, если выполнит определенного рода действие.
«Номинализация» «Ваша позиция вызывает уважение…» Абстрактные слова, которые каждый заполняет своим собственным значением, дают возможность получить зацепку для подстройки.
«Неопределенный глагол» «Но вы можете, я знаю!» Убеждающий не сообщает, что именно может клиент, и тот наполняет своим содержанием.
«Обобщенный вопрос» «…. Не так ли?» Вопрос снимает возможное отрицание факта, изложенного в предложении.
«Отсутствие точной ссылки» «Это очень, очень нужно!» Несмотря на то, что убеждающий не указывает, КОМУ это нужно, клиент, при должной степени подстройки и правильной калибровки, немедленно «поведется».
«Опущение сравнения» «Это более-менее правильно!» Позволяет избежать сравнения с чем-то, представляет некое усредненное понятие.
«Присоединение к текущим переживаниям…» «Вы сейчас сидите, слушаете меня и…» Поскольку эти действия клиента очевидны, то и следующее за ним предположение будет расценено как истинное.
«Двустороннее ограничение» «Вы хотите это сделать сейчас или ближе к вечеру?» Ход, часто используемый в тренингах по ассертивности, когда клиента невольно ставят перед выбором.
«Разговорный постулат» «Не могли бы вы взглянуть / подвинуться / отойти…» Скорее всего, человек предпочтет что-то сделать, нежели чем отвечать.
«Вложенные кавычки» «Мой коллега рассказывал, что его учитель говорил ему, что…» Убеждающий как бы отсоединяет свое мнение или убеждающее сообщение от себя.
«Нарушение привычных границ» «Да, его стулу пришлось нелегко…» Абсурдистское заявление все-таки помогает установлению раппорта, потому что убеждаемый наполняет эту метафору своим смыслом.
«Утилизация» «И этот свет в окно, и эти гудящие лампы…» Убеждающий как бы призывает реальные элементы контекста встать рядом с убеждающим сообщением, что усиливает его правдивость.

Классно, спасибо, д-р Эриксон! Я позволю себе суммировать сказанное в таблице несколькими словами и прямыми категориями. Итак:

· Что с ними делать? Когда вы разговариваете о конфликте, можете делать эти допущения и смотреть за реакцией вашего собеседника. По этой его реакции пробуйте определить, какое направление принимают его мысли.

· Используйте эти структуры ТОЛЬКО в подходящих местах и в подходящей ситуации! Если вы будете постоянно сыпать мильтоновскими структурами, то будете выглядеть по меньшей мере странно.

· Основной задачей в использовании Мильтон-модели является установка общего, создание разделенного значения. Любые предположения и догадки должны основываться либо на косвенных данных, либо на уточненной калибровке.

· Также Мильтон-модель предполагает, что в процессе убеждения человек сам будет делать сознательный выбор из нескольких вариантов, поэтому ни одна стратегия не должна вести к ограничению или полному отсутствию выбора.

· Помня о том, что вы – коммуникологи, вы должны избегать соблазна пытаться использовать подстройку к вам человека как инструмент гипнотического или психотерапевтического воздействия, хотя я не исключаю, что такое воздействие может у вас начать непроизвольно получаться.

· Тем не менее, вашей задачей, как и у психотерапевтов, в данном случае остается заставить человека искать абстрактные частицы паттернов в своем конкретном опыте, проясняя для себя то, что было упущено.

Задание 5-1
 
Найдите другие контексты общения, в которых употребляются постулаты Мильтон-модели. К каким результатам приводит использование данных постулатов? Есть ли какие-нибудь требования, которые необходимо удовлетворить, чтобы общение с использованием этих структур было эффективным?

Обратите внимание, как часто мильтоновские структуры используются в нашем с вами общении. Например, возьмите рекламные объявления. Практически в каждом вы найдете хоть одну Мильтон-структуру. Это связано с тем, что каждый уважающий себя рекламщик изучал НЛП, откуда родом эта концепция, и, конечно же, хочет использовать их на практике. Подумайте также, в каких других ситуациях общения вам может встретиться подобного рода прием.

СВЯЗИ: Мильтон-модель
Межличка Поскольку мы не можем влезть в голову наших собеседников, действительно разумно будет предложить им заполнить специально оставленные нами «дыры» в смысле своим содержанием, которое они потом доведут до нашего сведения.
Межкультурка Мильтон-модель может быть очень применима в случаях, когда культура отказывается напрямую сообщать конкретику по определенной конфликтной ситуации.
Конфликтология Намеренное оставление неточностей в сообщении может привести как к стремлению другой стороны заполнить эти «лакуны», так и к раздражению недостаточной степенью точности в выражении.
Убеждение Мильтон-модель идеально подходит для внушения, но коммуниколог должен использовать ее только для накопления информации, после чего вернуться к коммуникологическому анализу.

Позвольте представить вам коммуниколога, который (которая) внес (внесла) большой вклад в развитие техник Мильтона Эриксона. Вот она:

ИЗВЕСТНЫЙ КОММУНИКОЛОГ: Джуди Делозье
  Как женщина (стереотип, но ведь правда же!) Джуди Делозье была более восприимчива к различным тонкостям языка Мильтона. Именно она сформулировала те детальные вариации, которые я выше привожу в таблице разнообразных паттернов Мильтона. Свое собственное слово в коммуникологии Джуди Делозье сказала, исследовав влияние убеждающих паттернов Мильтона на представителей различных культур.


Что же делают паттерны Мильтон-модели?

Джуди Делозье сформулировала очень четко всего несколько постулатов, за что немедленно попала во все учебники по убеждению. Вот как она разделила паттерны Мильтон-модели и описала их влияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: