double arrow

Занятие № 2: Терминология по качеству и системе качества

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Еще в 968 году было выявлено более 100 различных трактовок и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категорий качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом – «результат взаимодействия потребительской стоимости и себестоимости».

Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации (ИСО) в стандарте 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь определяющим качество - как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Под объектом понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено: товар, услуга, процесс, система, организация или отдельное лицо, а также любая их комбинация.

Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителей, служат для оценки соответствия объекта его назначению и очерчивают границу качества объекта.

Рис. 1. Составляющие качества объекта

При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:

- при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства (относительное качество);




- при количественной статистической оценке (уровень качества);

- при проведении точной технической оценки (мера качества).

В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином «продукция».

Продукция представляет собой результат процесса, или какой - либо деятельности. Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования).

На каждом этапе развития общественного производства существуют специфические требования к качеству продукции. Таким образом, сложилась система контроля качества продукции, суть которой заключается в обнаружении дефектной продукции и изъятии ее из производственного процесса.

Рост степени насыщения рынка товарами и услугами, усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, под которой понимается:



1) способность продукции соответствовать в определенный период времени сложившимся или предполагаемым требованиям рынка;

2) способность продукции быть успешно реализованной при наличии предложения других аналогичных товаров.

Для победы в конкурентной борьбе констатирующей системы контроля качества сложилась новая концепция – управление качеством.

Под управлением в широком смысле понимается широкая функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели.

Качество можно представить в виде пирамиды

Рис. 2. Пирамида качества (уровни иерархии)

На верху пирамиды находится ТQМ – всеохватывающий тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда. Объект управления – общество; компоненты управления – качество культуры, политико-правовой системы, экономической системы, информации, науки и техники, жизни.

Качество работы непосредственно связано с обеспечением функционирования фирмы. Объект управления – фирма. Компонент управления – качество системы управления, оснащенности фирмы, руководителей, персонала.

Компонентом управления качеством работы (деятельности) является производство. Компонентами объекта управления являются: качество оборудования, технологии, производственные процессы, условия труда, сами рабочие (их квалификация). И, наконец, объектом управления качеством готовой продукции является качество готового изделия и качество сервиса.






Сейчас читают про: