Тема 1: Введение в управление качеством.
Дисциплина «Управление качеством» была включена в образовательные стандарты российского образования всего лишь несколько лет назад. Изучение проблем управления качеством – настоятельное требование времени, так как эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг.
Еще совсем недавно считалось новым веянием говорить о маркетинговой концепции управления бизнесом, однако сегодня более современным считается концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management TQM), главным принципом которой остается стратегическая ориентация на потребителя.
Что мы понимаем под качеством? В быту это понятие часто используется для обозначения превосходства продукта или услуг. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителей – текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что определение качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги. Потребность в обладании некими символами статуса является причиной покупок определенных марок машин, оборудования, продукции и т.д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги. Качеством необходимо управлять. Очевидно, что в этот процесс должен быть вовлечен весь персонал организации. Роль качества состоит в постоянной проверке требований и способности организации эти требования удовлетворить. Преимущества гарантий постоянного выполнения запросов потребителей организацией огромны: они ведут к сокращению издержек, повышению производительности труда и уменьшению брака, росту конкурентоспособности, увеличению доли рынка и, следовательно, - повышению
|
|
эффективности деятельности в целом. Как видно, качество становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе на внутреннем рынке.
С другой стороны, рост внешнеторгового оборота заставляет все большее число российских предприятий получать сертификат на соответствие стандартам ISO серии
9000. Наличие данного сертификата зачастую оказывается обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, получения льготных страховок и кредитов, получения национального сертификата соответствия на продукцию, снижения расходов на страхование контрактов. Приведенная информация подтверждает важность и актуальность вопросов управления качеством. Стать грамотным специалистом – это основная цель обучающихся в колледже, поэтому основная цель курса - познакомить студентов с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм, независимо от их отраслевой принадлежности.
|
|
В последнее время мы все чаще встречаемся с такими понятиями, как качество, надежность, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения закона о защите прав потребителя.
Сегодня рынок ориентирован на удовлетворение нужд и пожеланий потребителя, что дает такое понятие, как рынок потребителя. В этих условиях успех производителя зависит от скорости его адекватной реакции на запрос потребителя.
Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции. Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро проявляется это требование при переходе к рыночной экономике.
Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индивидуально развитых странах. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, а это требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества. Наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала признанным лидером в области качества.
По результатам опроса потребителей в 1994 году в 20 странах институтом Гэллапа, мировыми лидерами качества признаны Япония, Германия и США (более 30 участников опроса). Далее следуют Англия, Франция, Канада, Италия, Испания, Китай, Тайвань, Мексика и на последнем месте Россия, качество продукции которой оценили всего 5,8 % респондентов. Но быть конкурентоспособным не означает выпускать продукцию самого высокого качества. Необходимо гибко и оперативно управлять качеством.
Система качества – это, прежде всего, определенный способ организации дела на предприятии, позволяющий поставлять потребителю такую продукцию, которая ему
нужна. Для руководителей предприятия система качества – это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены.
Подготовка профессионалов по управлению качеством в Европе происходит в соответствии с меморандумом Генеральной Ассамблеи Европейской организации по качеству (1993г.) и включает 3 квалификационных уровня персонала по качеству:
- профессионал по качеству;
- менеджер по системам качества;
- аудитор по качеству.
В настоящее время в России подготовку аудиторов организует Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), а также ряд негосударственных организаций совместно с зарубежными.
Что касается создания в России системы непрерывного обучения кадров в области управления качеством, то пока действуют только ее отдельные элементы. Задействована система дополнительного профессионального образования, в ряде вузов введены программы по специализациям: стандартизация, метрология, сертификация, управление качеством. Недостатком является то, что возникшие в России в последние годы различного рода центры подготовки менеджеров не имеют четкой ориентации на управление «через качество».