Ввод в действие - самый емкий раздел ГОСТа. В него входят:
· подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие;
· подготовка персонала;
· комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
· строительно-монтажные работы;
· пусконаладочные работы;
· проведение предварительных испытаний;
· опытная эксплуатация;
· проведение приемочных испытаний.
В последовательности, представленной в ГОСТе, можно обнаружить элементы управления данными. Предусмотрены классификация и кодирование информации ("Разработка проектных решений по системе и ее частям"), внедрение классификаторов ("Ввод в действие"), загрузка информации в базу данных и проверка ведения этой базы ("Пусконаладочные работы").
В этот довольно ограниченный список действий не входят: определение точности данных, контроль, общая классификация и т. д.
На подготовку персонала выделен всего один пункт, чего явно недостаточно.
|
|
Этапы Опытный пример, Получение результата, Анализ текущего состояния отражены в процессе "Ввод в действие" сравнительно полно:
· предварительные испытания;
· опытная эксплуатация;
· приемочные испытания.
Сопровождение АС включает:
· выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
· послегарантийное обслуживание.
ГОСТ - открытый, публично доступный стандарт внедрения. Несмотря на все недостатки, он превосходит по качеству многие "уникальные" и "эксклюзивные" методики.
Также хотелось бы рассмотреть внедренческие методики некоторых ИТ-компаний.
1.2. Некоторые конкретные прикладные решения управления проектами внедрения ИС
Большинство руководителей ассоциируют проект внедрения ИКТ с чисто технической работой по анализу, дизайну и собственно созданию. На самом деле круг мероприятий, связанных с созданием информационных систем гораздо шире:
Рис.3.1. - Составляющие проекта внедрения ИКТ
Среди всех мероприятий проекта внедрения ИКТ большую часть составляет не техническая работа, а именно организационная, связанная с анализом и детализацией потребностей, организацией работ, подготовкой компании и ее окружения к предстоящим изменениям, управление изменениями и многое другое. Среди тех важных задач, о которых часто забывают:
Внутренние задачи:
· Изменение рабочих мест, в соответствии с требованиями новой системы.
· Обучение персонала работе с создаваемой системой
· Планирование новой организационной структуры, ролей и должностных обязанностей
· Подготовка к изменениям организационной культуры.
|
|
Внешние задачи:
Если создаваемая информационная система подразумевает изменение схем и способов взаимодействия с партнерами по бизнесу (электронный обмен данными, изменение форм документов и т.д.) нельзя забывать о необходимости приложения усилий к подготовке партнеров к работе с элементами вашей информационной системы. Требуются время и средства для того чтобы мотивировать и обеспечить готовность партнеров к взаимодействию.
Задачи переходного периода
Обеспечение миграции от старой системы к новой требует как технических работ (перевод существующих файлов и документов со старых носителей на новые, установка нового оборудования и демонтаж старого и т.д.) так и организационных усилий. Например, для того, чтобы обеспечить непрерывность работ зачастую требуется одновременная эксплуатация в течении какого-то времени и старой и новой системы, что фактически удваивает трудозатраты в этот период.
Чем более масштабен проект внедрения ИКТ, тем шире круг задач, связанных с его реализацией и тем больше усилий, средств и внимания нужно уделять управлению их реализацией для того, чтобы результат был именно тот который ожидается и в те сроки, которые были запланированы. Для того чтобы не изобретать велосипед и не упустить что-либо важное, полезно использовать опыт, сконцентрированный в различных методиках управления проектами.
Методики внедрения обычно разрабатываются ведущими производителями информационных систем с учетом особенностей их программных продуктов, а также сферы внедрения. Положительная сторона таких стандартов - их практическая направленность. Они представляют собой глубоко проработанные, проверенные, многократно апробированные рабочие инструкции и шаблоны проектных документов. Такие стандарты обычно далеки от теоретических абстракций, ориентированы на особенности конкретных систем, содержат наилучший опыт. В качестве наиболее известных примеров методологий можно привести следующий, далеко не исчерпывающий перечен:
- разработки компании Microsoft - методологии "OnTarget", "MSF (Microsoft Solutions Framework)", "Business Solutions Partner Methodology";
- разработки компании SAP - методологии "Процедурная модель SAP", "ASAP (Accelerated SAP)";
- разработки компании Oracle - комплекс методологий "Oracle Method".
Но у стандартов есть и отрицательные стороны: даже методологии, предназначенные для систем, близких по классу, не взаимозаменяемы. Например, методология внедрения системы Microsoft Axapta направлена во многом на управление настройками модулей и доработками; а при внедрении функционально подобных модулей SAP или ORACLE EBS превалирует идеология бизнес-реинжиниринга, при котором организации предлагается изменять свои бизнес-процессы, адаптируя их под "лучший опыт", зафиксированный в системе.
Большинство таких методологий в той или иной форме содержат следующие этапы:
· инициация проекта,
· анализ потребностей,
· технический дизайн,
· создание системы,
· техническое тестирование,
· проверка функционирования,
· внедрение системы.