Что же является условием существования нашего мира, предметов в нем? Аристотель называл четыре причины:
1) материальную;
2) действующую;
3) целевую;
4) формальную.
Понять их соотношение легче на примере. Давайте посмотрим, как мог возникнуть глиняный горшок. Во-первых, необходима глина, из которой можно сделать горшок {материальная причина). Во-вторых, нужен гончар, который из этой глины вылепит горшок {действующая причина). В-третьих, гончар должен иметь цель, ради которой он возьмется за работу, например, продать горшок или сварить в нем похлебку {целевая причина). Но если даже есть и глина, и гончар, и цель — этого мало. Гончар не сможет создать горшок, если не будет знать, как он выглядит, какова форма горшка {формальная причина). Но не перепутайте форму, т. е. суть с внешним видом. Допустим, что в примере с горшком они совпадают. А что буде формой книги: ее прямоугольность или ее содержание?
Две причины из перечисленных выше являются вечными: Формальная и материальная. Любая вещь — это неразрывное единство формы и материи. Не только форма вечна и не меняется даже с разрушением отдельных горшков, но и материя, субстрат вещей, тоже вечна, она лишь переходит из одного состояния в другое, от одной формы к другой, — иначе нечего было бы оформлять. Но если уж сравнивать эти две важнейшие причины бытия, то приоритет Аристотель отдавал формальной причине. Ведь материя, с его точки зрения, — неопределенный, лишенный формы субстрат, пассивный материал для оформления. Поэтому формальная причина бытия — самая важная, ведь форма является обязательным условием существования вещей, их сущностью. Все возникающее возникает лишь постольку, поскольку становится определенным, оформляется. Материя — только возможность, как медь является возможностью и для медного шара, и для монеты, и для статуи. Возможность превращается в действительность (в шар, монету или статую) только при оформлении.
Таким образом, главной проблемой метафизики Аристотеля стала проблема соотношения формы и материи.