Философская школа стоиков

Кому не кажется верхом изобилия то, что есть, тот останется бедняком, даже сделавшись хозяином всего мира.

Сенека

После блестящих побед Александра Македонского начинает­ся новая эпоха в античной истории. В результате походов Алек­сандра греки (эллины) завоевали многие народы на Востоке, принеся на их землю семена своей культуры, поэтому начавшая­ся тогда эпоха носит название эллинистической (в отличие от классической греческой культуры — эллинской). Конечно, греки тоже многое заимствовали у покоренных народов, что изменило и их собственную культуру. Уже нет четкого деления на «варва­ров» и «эллинов», греческие полисы теряют свою государствен­ную самостоятельность и попадают в зависимость сначала от Македонии, а затем от Рима, демократические формы правле­ния заменяются на монархические и т. д. Позднее римлянин Се­нека, философ и воспитатель императора Нерона, в одном из своих стихотворений под названием «Развалины Греции» так рассуждал о потерявшей былое политическое значение Элладе:

Греция, скошена ты многолетней военной бедою,

Ныне в упадок пришла, силы свои подорвав.

Слава осталась, но

Счастье погибло, и пепел повсюду,

Но и могилы твои так же священны для нас.

Мало осталось теперь от великой когда-то державы;

Бедная, имя твое только и есть у тебя!

Начавшийся с македонского господства период был време­нем больших царств — империи Александра, царства Птолеме­ев, Атталидов, Селевкидов, которые возникали и гибли. Грече­ские города завоевывались то одними соседями, то другими. Это были времена потрясений и нестабильности, когда человек ощущал себя не гордым гражданином своего полиса, способ­ным повлиять на судьбу родного города, а одним из миллионов бесправных подданных той или иной империи. Поэтому фило­софия эллинистического человека тоже изменилась: если клас­сическая греческая философия видела свою задачу в воспитании достойного гражданина, то эллинистическая философия — это философия одиночки, пытающегося противостоять историче­ским бурям с помощью отрешенности от политики и общест­венной жизни, самоуглубления и воспитания себя в духе неза­висимости от общества.

Именно к этому времени относится расцвет кинизма с его проповедью равенства и презрения к общественным нормам. Платоновские идеи развиваются в неоплатонизме, который был уже не только философским, но и религиозно-мистическим уче­нием. Атомистическая философия приобретает форму эпикуреиз­ма с его лозунгом «Проживи незаметно». Пифагореизм посте­пенно превращается в мистическое учение о магии чисел. Но,пожалуй, самой известной эллинистической философской шко­лой стал стоицизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: