Этика долга

Дальнейшее развитие стоицизма — в Средней Стое — приве­ло к соединению первоначального стоического учения с элемен­тами перипатетической (аристотелевской) философии и других философских школ. Образ бесстрастного мудреца, созданный «старшими» стоиками, уже мало подходил к изменившейся со­циальной реальности: бурно развивавшаяся Римская республика требовала от своих граждан совсем иных качеств. Под влиянием этих новых тенденций «средние» стоики (Панетий, Посидоний и др.) включают в свое учение радость жизни, гражданские обя­занности, патриотизм. Соответственно, изменяется понимание ими личности. Человек, считали стоики того времени, обладает четырьмя главными желаниями:

• стремлением к мудрости;

• стремлением к самосохранению;

• стремлением к независимости;

• стремлением к совершенствованию.

Интересно, что под стремлением к самосохранению стоики понимали уже не только заботу о своей жизни, но и заботу о жизни общества, государства. Тем самым, философия вновь на­чинает говорить о гражданских добродетелях, о воспитании пат­риотизма.

Но настоящий расцвет стоицизма пришелся на времена, ко­гда Римская республика уступила место империи. Неограничен­ная власть римских императоров превратила многих из них в ти­ранов, от произвола которых никто не был защищен — ни бед­няк, ни богач, ни знатный гражданин, ни простолюдин. Вот в такой атмосфере презрения к жизни отдельной личности стои­цизм оказался весьма востребованным. В нем находили жизнен­ную опору многие жители империи. Началось время Младшей Стой. О том, насколько широко стоицизм был распространен в этот период, говорит хотя бы тот факт, что среди «младших» стоиков были и аристократ Сенека, и раб Эпиктет, и император Марк Аврелий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: