Учение Эпиктета о свободе

Другой видный представитель римского стоицизма — Эпиктет (ок. 50 — ок. 140). Известно, что его мать была рабыней. Со­ответственно, и сам Эпиктет был рабом. Говорят, он на всю жизнь остался хромым, после того как хозяин в припадке гнева сломал ему ногу. Вместе со своим хозяином, одним из секрета­рей императора Нерона, Эпиктет оказался в Риме. Каким обра­зом Эпиктет получил свободу, мы не знаем. Но скоро он был Уже достаточно заметной фигурой среди римских философов и подвергся гонениям вместе с другими «собратьями по цеху» со стороны императора Диоклетиана. Эпиктет переселился в город Никополь, где открыл собственную философскую школу. Позже ему разрешили вернуться в Рим, где его беседы пользовались по­пулярностью. Многие приходившие его послушать принадлежа­ли к высшим слоям римского общества. Но в отличие от других Учителей мудрости (в том числе, и от сказочно разбогатевшего Сенеки), Эпиктет и в жизни следовал принципам того учения, которое он проповедовал. Говорят, все его имущество составля­ла циновка, на которой он сидел и спал, и масляная лампа (ко­торая была продана после его смерти на аукционе за огромные деньги). Умер он в глубокой старости. До нас дошли «Беседы Эпиктета», записанные учениками.

Центральной проблемой философии Эпиктета стала свобода. Личный опыт жизни в рабстве превратил свободу в высшую цен­ность для философа. Эпиктет учил своих последователей, как при любых обстоятельствах сохранить свободным свой внутрен­ний мир. Один из советов, который давал бывший раб желаю­щим достичь свободы, — не следовать своим желаниям, а отка­зываться от них. «Из всех вещей иные нам подвластны, а иные нет. Нам подвластны наши мнения, стремления нашего сердца, склонности наши и наши отвращения, одним словом, все наши действия. Нам неподвластны тела, наше умение, слава, знатные чины, одним словом, все вещи, которые не есть наши дейст­вия», — учил Эпиктет. Значит, — «желай того, что от тебя за­висит», и ищи счастье внутри себя, а не вовне.

По сути, он призывал как можно меньше зависеть от внешнего мира, а для этого даже любимого человека лучше не иметь, — ведь с ним может случиться несчастье, а если все же завел семью, — помни о смерти! «Если ты любишь сына своего или жену, помни, что любишь людей смертных. Таким образом, когда случится им умереть, ты сокрушаться не станешь», — со­ветовал стоик.

Многие идеи римского стоицизма перекликались с идеями начавшего в то время свое завоевание душ христианства. Есть даже свидетельства, правда, не нашедшие однозначного подтвер­ждения, переписки Сенеки и апостола Павла. Эпиктет, как и христиане, считал человеческую душу бессмертной, а челове­ка — связанным с Богом: «Души связаны с Богом, как вышед­шие и выделившиеся из Него частицы». Тело — временный при­ют духа; мудрец знает это и не боится разлуки со своим телом. Конечно, в отличие от христианства, мировоззрение Эпиктета было пантеистично: Бог у него был «разлит» во всей природе, совпадал с ней, он действовал в мире как необходимость, судьба, всеобщий закон. Внутренний мир человека тоже содержит час­тицу божественной мудрости, поэтому для того, чтобы стать добродетельным, необходимо смотреть внутрь и пытаться по­стичь эту заложенную в нем частицу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: