Жизненные ценности

Утверждения Полностью не согласен Скорее Не Согласен Отношусь равнодушно Скорее Согласен Полностью Согласен
1. Я думаю, что мир, мирная жизнь нужны каждому человеку          
2. Я полагаю, что здоровье дороже всего          
3. Я считаю, что человеку необходимы настоящие друзья          
4. Я считаю, что для всех людей должны быть равные возможности          
5. Я считаю, что необходимо достичь счастья в семейной жизни          
6. Я считаю, что нужно жить с пользой для людей          
7. Я думаю, что можно прожить без большой любви          
Материальные ценности
1. Я думаю, что необходимо достичь высокого уровня благосостояния          
2. Я считаю, что деньги обеспечивают яркую, привлекательную жизнь          
3. Я уверен, что люди должны стремиться к приобретению собственности          
4. Я уверен, что красивая одежда создает путь к успеху          
5. Я думаю, что предприимчивость, приобретательство – это нормы жизни          
6. Я считаю, что привлекательная, яркая внешность обеспечивает карьеру          
7. Я считаю, что счастье возможно без материального благополучия          
Духовные ценности
1. Меня удивляет красота природы          
2. Я стремлюсь к самосовершенствованию          
3. Меня волнует музыка          
4. Я склонен к творческой деятельности          
5. Меня волнует игра актеров на сцене          
6. Я могу долго смотреть на полотна живописи          
7. Я могу жить без искусства          
           
Нравственные ценности
1. Я считаю, что необходимо соблюдать нормы нравственности          
2. Я считаю, что надо жить с чистой совестью          
3. Я думаю, что все должны вести здоровый образ жизни          
4. Я считаю, что наркотики губят жизнь          
5. Я уверен, что всех людей привлекает беззаботная, праздная жизнь          
6. Я думаю, что можно проявлять пристрастие к алкоголю          
7. Я уверен, что половая жизнь до брака – это норма          
  Профессиональные ценности
1. Я стремлюсь получить высшее образование          
2. Я стремлюсь расширить свой кругозор          
3. Мне необходима интересная работа          
4. Я стремлюсь хорошо выполнять любую работу          
5. Я стремлюсь достигнуть вершин профессионального мастерства          
6. Я получу в моей профессии широкие возможности для самореализации          
7. Я считаю мою профессию очень нужной для общества          

В качестве примера использования методики поэтапной диагностики ценностных ориентаций студентов ССУЗов приведем результаты, полученные в ходе исследования, проведенного нами в Уфимском государственном профессионально-педагогическом колледже с 1997 по 2000 гг. на специальностях 0307 «Физическое воспитание», 0308 «Профессиональное обучение», 0309 «Труд».

Динамику ценностных ориентаций студентов можно проследить, рассмотрев следующую таблицу:

Ценности, на которые студент ориентируется Приоритетность ценностей (в %) по этапам
Предв. этап Нач. этап Баз. этап Закл. этап
Жизненные ценности (мир, семья, здоровье, друзья и др.)   19,9 20,1 20,5
Материальные ценности (деньги, одежда, собственность, благосостояние и др.) 21,9 19,7 15,3 12,3
Духовные ценности (красота, творчество, искусство, истина, добро, справедливость) 15,2 15,5 16,6 17,2
Нравственные ценности (совесть, честь и др.) 16,3 16,8 17,5 18,9
Профессиональные ценности (проф.мастерство, знание своего дела, самореализация, интересная работа и др.) 27,6 28,1 30,5 31,1

Более наглядно динамика ценностных оринтаций студентов отражена на графике, приводимом ниже:

Таким образом, мы видим, что наблюдается значительный рост приоритета профессиональных ценностей (на предварительном этапе - 27,6 %, на заключительном этапе – 31,1%). Подобное изменение объясняется тем, что учебно-воспитательный процесс данных специальностей колледжа направлен на формирование профессиональных качеств будущего педагога. Также в период обучения растет количество студентов, ориентирующихся в своем поведении на духовные (15,2% - 17,2%), нравственные (16,3% - 18,9%), что также не является случайностью, поскольку ориентация на духовно-нравственные ценности является основным критерием профессионализма педагога. Определенной статичностью характеризуются ориентации на жизненные ценности, наблюдается незначительный рост (19% - 19,9% - 20,1% - 20,5%), что свидетельствует о том, что для студентов одними из наиболее значимых ценностей постоянно являются мир, семья, здоровье, друзья. Однако материальные ценности постепенно перестают быть жизненным ориентиром для большинства опрашиваемых студентов, в этой сфере ориентаций особенно заметно резкое изменение (21,9% - 12,3%). Так, мы видим, что на предварительном этапе материальное благополучие находилось на втором месте по значимости для опрашиваемых после профессиональных ценностей. На заключительном же этапе материальные ценности перешли на последнее место, уступив жизненным, духовным и нравственным. Профессиональные ценности являются главными для студентов в течение всего периода обучения в колледже, что можно объяснить возрастными особенностями студентов и ведущейся в учебном заведении профориентационной работой. Можно сделать вывод, что большинство студентов выбрали профессию педагога не случайно, о чем свидетельствует положительный настрой, стремление к самореализации и повышению уровня профессионального мастерства.

Подводя итоги исследования, необходимо также отметить, что результаты опросов позволяют педагогическому коллективу колледжа проследить динамику ценностных ориентаций воспитанников, планировать и корректировать соответствующую программу учебно-воспитательных мероприятий, создать благоприятные педагогические условия формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: