double arrow
X. Диагностика ценностных отношений студентов

Как известно, личность связана с миром множеством отношений. Измерить все из них – задача чрезвычайно сложная, да и вряд ли целесообразная. Тогда встает вопрос: какие же из отношений наиболее ярко характеризуют личность и позволяют судить о той или иной мере ее воспитанности. Ответ на этот вопрос и дает диагностика ценностных отношений студентов.

Из достаточно большого числа отношений личности (к обществу, людям, природе, учению, труду, религии, науке, культуре, искусству, самому себе и др.) было вычленено несколько отношений как наиболее значимых и позволяющих с достаточной достоверностью судить о воспитанности человека.

Каждое из этих отношений раскрывается в показателях проявления. Все показатели проявления имеют 4-балльную градацию в зависимости от осознанности, активности и устойчивости как приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный и критический.

В результате проведения самых различных методик (наблюдения за проявлением ценностных отношений в различных по сложности ситуациях, письменные опросы и устные беседы со студентами, анкетирование и др.) была разработана методика стандартизированной характеристики.

Стандартизированная характеристика студента

1. Отношение к учебе Проявляет повышенный интерес к знаниям. Часто привлекает дополнительный материал при изучении того или иного предмета. Понимает необходимость хорошо учиться. Всегда добросовестно выполняет задания.  
  Проявляет познавательную активность, в основном в рамках школьной программы. Пользуется дополнительным материалом в случае, когда этого требует преподаватель. Обычно добросовестен в учении, но иногда ленится.
  Интерес к знаниям ситуативен, ограничен программой специальности. Добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес.  
  К знаниям интереса не обнаруживает. Учится в основном по принуждению родителей и преподавателей. Как правило, недобросовестно относится к учению, не проявляет старания.  
2. Отношение к труду Ответственно относится к любым трудовым поручениям. Любит участвовать в трудовых делах группы, проявляет инициативу.  
  Как правило, ответственно относится к трудовым заданиям, в отдельных случаях может не выполнить порученное. Трудиться любит, но включается в деятельность в основном по инициативе других.  
  Проявляет ответственность в трудовых делах, если дело интересует. Требует контроля со стороны при выполнении трудовых дел. Включается в трудовую деятельность по необходимости. Редко доводит начатое дело до конца.
  Нередко уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно.
3. Активность участия в общественной жизни Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественную направленность. Во время бесед, диспутов активен. Участвует во всех мероприятиях. Умеет организовать других ребят, повести их за собой.
  Принимает участие в общественных делах, следуя за другими студентами. Участвует в беседах, но испытывает затруднение в аргументации своей точки зрения.
  Мало активен в общественных делах учебного заведения и группы, предпочитает позицию зрителя. Иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. Не умеет отстаивать свою точку зрения.  
    Безразличен к общественной жизни учебного заведения и группы. Равнодушно относится к событиям, происходящим вокруг.  
4. Отношение к природе и продуктам труда людей. Бережно относится к природе и продуктам труда людей. Активно противостоит проявлению вредительства со стороны других, принимает участие в природоохранной деятельности.
  В целом относится бережно к природе и продуктам труда людей, только в отдельных случаях допускает небрежность. Осуждает небрежность других, но активное противоборство оказывает не всегда.
  В проявлении бережливости требует контроля со стороны преподавателей. Сам редко приносит вред, но пассивен к проявлениям небрежности со стороны других.
  Небрежен в обращении с природой и продуктами труда человека. Безразличен к проявлениям небрежности и нередко сам может нанести вред.
5.Доброжелательное отношение к людям. Следует правилам вежливости в любых ситуациях. Проявляет готовность помочь окружающим в случае необходимости. Стремится сам делать людям приятное.  
  В сложных, конфликтных ситуациях нередко теряется, не всегда в них руководствуется правилами вежливости. Охотно помогает другим, если подскажут, кому нужна его помощь.
  Затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях. Поступает часто ситуативно. Оказывает помощь другим в случае необходимости, но делает это без энтузиазма. Сам не ищет места приложения своих сил.
  Нередко бывает невежлив. Чаще отказывается помочь другому, но, если помогает, то исполняет это как повинность.
6.Непримиримое отношение к безнравственности. Непримирим к проявлениям безнравственности. Активно включается в борьбу с подобными явлениями. Справедлив и борется за справедливость при любых обстоятельствах.
  Осуждает безнравственные поступки. Стремится к справедливости, но выступает за нее вслед за другими активными студентами.
  Осуждает безнравственность больше на словах. Справедлив, за исключением тех случаев, когда ситуация может обернуться против него.
  Равнодушен к проявлению безнравственности. Часто пренебрегает справедливостью, способен пойти на компромисс с совестью. С несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого.  
7.Требовательное отношение к себе. Всегда требователен к себе. Не позволяет расслабляться.
  Чаще всего требователен к себе, но иногда допускает расслабление.
  Нередко нетребователен к себе. Стремится уйти от трудностей. Не воспитывает в себе силу воли.
  Требований к себе не предъявляет.  
8. Отношение к своему физическому развитию. Понимает необходимость своего физического развития. Стремится быть сильным, крепким, здоровым.
  Понимает необходимость своего физического развития, но развивает свои физические силы бессистемно.
  Не осознает четко необходимость своего физического развития. Развивает свои силы только под нажимом извне.
  Безразличен к своему физическому развитию.  
9.Эстетическое отношение к действительности. Воспринимает красоту окружающего мира. Ярко и образно выражает свои чувства по отношению к красивому и безобразному. Проявляет интерес к различным видам искусства.
  Воспринимает красоту окружающего мира. Ярко и образно выражает свои чувства. Интерес к различным видам искусства ситуативен.
  Проявляется ограниченность в восприятии красоты окружающего мира. Эстетические чувства проявляет редко. Интереса к искусству почти не обнаруживает.
  Не видит различия между красивым и безобразным. Чувств по отношению к красоте окружающего мира не проявляет. Интерес к искусству отсутствует.

В стандартизированной характеристике, как видно из ее содержания, охвачены все основные виды отношений личности к действительности. Процедура заполнения стандартизированных характеристик осуществляется методом экспертных оценок, где в качестве экспертов могут выступать преподаватели-предметники, куратор, администрация учебного заведения. Целесообразно, на наш взгляд, провести совместное обсуждение характеристик всеми экспертами с целью дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы, направленной на формирования у студентов необходимого отношения к тем или иным реалиям жизни (2, 27-33).






4. Заключительный этап

Опрос проводится среди студентов выпускных групп. На данном этапе молодежью осмысливаются основные жизненные позиции, идеалы, цели. Им предстоит решение большого количества вопросов «взрослой» жизни: трудоустройство, поступление в ВУЗы, служба в армии, создание семьи и пр.

Предлагается более детальное рассмотрение ценностных ориентаций и жизненных приоритетов исследуемой молодежи.

В результате опроса выявляется следующее:

- какие изменения в сфере ценностных ориентаций личности студентов произошли;

- какие изменения в систему ценностных ориентаций каждого студента необходимо еще вносить.

Кураторам необходимо провести сравнение результатов предыдущего и настоящего опросов с целью выявления динамики формирования ценностных ориентаций студентов. При сравнении результатов начального и заключительного этапа можно проследить динамику формирования ценностных ориентаций за весь период обучения студентов в колледже, что позволит судить о результативности и эффективности программы формирования ценностных ориентаций, осуществляемой в ходе учебно-воспитательного процесса в течение 3-4 лет.

Вместе с психологом кураторам предстоит составить рекомендации по дальнейшему самовоспитанию и самокоррекции для каждого отдельного студента.

I. Завершите, пожалуйста, кратко следующие предложения:

1) Хорошая жизнь – это ________________________________

2) Я хочу, чтобы _______________________________________

3) Быть счастливым – это значит _________________________

4) Самое главное в жизни _______________________________

5) Если бы я был волшебником ___________________________

6) Когда есть свободное время, я _________________________

7) Я предпочитаю ______________________________________

8) Цель моей жизни ____________________________________

9) Знания нужны, чтобы _________________________________

10) Я боюсь ____________________________________________

11) Если бы у меня случайно оказалось много денег_______________________________________________

12) Придет такой день, когда ______________________________

13) Настоящая проблема в том, что ________________________

14) Я мечтаю ___________________________________________

15) Вряд ли возможно, что ________________________________

16) Лет так через пять ____________________________________

17) Более всего _________________________________________

18) Я надеюсь __________________________________________

19) Жаль, что ___________________________________________

20) Девиз моей жизни - __________________________________

II. Согласны ли вы со следующими утверждениями:

(В одном из столбцов каждой строки поставьте “+”)






Сейчас читают про: