Пример выполнения лабораторной работы. Используя метод ветвей и границ, решить следующую задачу линейного целочисленного программирования (ЦЛП)

Задание

Используя метод ветвей и границ, решить следующую задачу линейного целочисленного программирования (ЦЛП):

(5.3)

Сначала формируется задача ЛП-1, полученная из задачи ЦЛП путем исключения требования целочисленности независимых переменных. Таким образом, модель задачи ЛП-1 выглядит следующим образом:

(5.4)

Полученное решение, а также модель задачи ЛП-1 представлены ниже (рис. 5.1).

Рис.5.1. Решение ЛП-1 средствами MS Excel

В результате решения задачи ЛП-1 получается решение: x1 = 4, x2 = 1,5, при этом Z1=15. Так как решение нецелочисленно, то осуществляются последовательно формирование и решение двух порожденных задач ЛП-2 и ЛП-3. Последние формируются в результате ветвления по переменной x2 и представляет собой задачу ЛП-1 с введёнными дополнительными ограничениями: соответственно для ЛП-2 x2£1 и для ЛП-3 x2³2 (рис 5.2).

Рис.5.2. Ветвление при решении задачи ЦЛП методом «ветвей и границ»

Модели задач ЛП-2 и ЛП-3 представлены ниже:

ЛП-2:

(5.5)

ЛП-3:

(5.6)

Модели задач ЛП-2 и ЛП-3, а также полученные решения представлены ниже (рис. 5.3 и рис. 5.4).

В результате решения задачи ЛП-2 получается решение: x1=4, x2=1, при этом Z2=14; а в результате решения задачи ЛП-3 получается решение: x1=3,5, x2=2, при этом Z3=14,5.

В вершине 2 определена нижняя граница значения целевой функции в оптимальном решении задачи (рис. 5.2). Вершина 2 прозондирована. Поскольку значение целевой функции в оптимальном решении задачи ЛП-3 больше нижней границы, то осуществляется дальнейшее ветвление по переменной x1. Последовательно формируются и решаются задачи ЛП-4 и ЛП-5. Последние формируются в результате ветвления по переменной x1 и представляет собой задачу ЛП-3 с введёнными дополнительными ограничениями: соответственно для ЛП-4 x1£3 и для ЛП-5 x1³4 (рис 5.2).

Рис.5.3. Решение ЛП-2 средствами MS Excel

Рис.5.4. Решение ЛП-3 средствами MS Excel

Модели задач ЛП-4 и ЛП-5 представлены ниже:

ЛП-4:

(5.7)

ЛП-5:

(5.8)

Модели задач ЛП-4 и ЛП-5, а также полученное решение ЛП-4 представлены ниже (рис. 5.5 и рис. 5.6).

Рис.5.5. Решение ЛП-4 средствами MS Excel

Рис.5.6. Решение ЛП-5 средствами MS Excel

Как видим, для ЛП-5 не выполняются ограничения

(5.9)

и поэтому MS Exсel не может найти подходящего решения данной задачи линейного программирования (рис. 5.7).

Рис.5.7. «Поиск решения» MS Exсel не может найти оптимальное решение задачи ЛП

Итак, в результате решения задачи ЛП-4 получается: x1=3, x2=2,5, Z4=14. Так как значение целевой функции не превышает установленной нижней границы (14), то вершина 4 прозондирована. Вершина 5 является также прозондированной, так как в результате решения задачи ЛП-5 установлена несовместность системы ограничений.

Таким образом, все вершины дерева прозондированы. Анализ прозондированных вершин позволяет определить решение исходной целочисленной задачи. Просматриваются все полученные целочисленные решения и выбирается вершина (и решение), обеспечивающая наилучшее значение целевой функции. В нашем случае получено только одно целочисленное решение (в вершине 2), следовательно, оно и является оптимальным, при этом x1 = 4, x2 = 1, а Z=14.

MS Excel позволяет устанавливать непосредственно при формировании системы ограничений требование целочисленности переменных (рис 5.8).

Рис.5.8.Установка требования целочисленности независимых переменных в MS Excel

Используем эту возможность для проверки полученного нами целочисленного решения задачи.

Полученное решение в результате добавления к модели, представленной на рис.5.1 подобных ограничений на независимые переменные, подтверждает правильность решения задачи ЦЛП по методу Лэнда и Дойга.

Варианты для выполнения лабораторной работы №5

Задание

Используя метод ветвей и границ, решите с помощью MS Excel линейную целочисленную задачу, математическая модель которой имеет следующий вид:

(5.10)

Проверьте полученное методом ветвей и границ решение прямым заданием требования целочисленности независимых переменных при построении модели в MS Excel.

Значения параметров модели представлены в соответствии с номером варианта индивидуального задания в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Вариант № c1 c2 a11 a12 b1 a21 a22 b2 a31 a32 b3
                       
    -1 -1 -2   -1   1,5   -1 2,7
      -1       -1   -1 -1 3,5
  -1   -2 -1   -1     -1 -1 3,5
      -1       -1   -1 -1 3,5
      -2 -1       -2   -2 1,5
  -2 -3 -5 -4       -1      
      -1 -3     -1 -2      
      -1       -1   -1 -1 5,5
      -1 -1       -4 -1 -1 2,5
      -1       -1   -1 -1 4,5
  -0,5 0,5 -1 -1   0,5 0,5 -1 -1 -1 2,7
      -5 -7   -4 -9        
  -3   -1 -3 6,5 -1   -2      
      -2 -5   -6 -5        
    -5 -1 -1 3,4     -3,4      
  -2 -3 -5 -4       -1     -1,5
    -1 -1 -2 3,2 -1 -1        
      -2 -11   -4   -5 -1 -1  
    -3 -2 -2 12,3 -1   -2,3      
      -2 -1     -1 -2      
    -1     -4 -2 -1 7,4      
      -2 -4   -1   -3      
      -2 -1   -1   -3      
  -1   -2 -1 5,4     -2      
      -2 -11   -4     -1 -1  

5.Рекомендуемая литература

1. Ашихмин А.А., Подольский М.П. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Математическое программирование и моделирование». – М.:МГГУ, 1986. – С.10-35.

2. Резниченко С.С., Ашихмин А.А. Математические методы и моделирование в горной промышленности. – М.: МГГУ, 1997. – С.140-186.

3. Резниченко С.С., Ашихмин А.А., Подольский М.П. Методические указания по выполнению лабораторных работ на ЭВМ по дисциплинам «Экономико-математические методы и модели» и «Теория вероятностей и математическое программирование». – М.:МГГУ,1989.–С.45-51.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: