Основные:
1.Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999г. - С. 497-518.
2.Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”, 2002. - С. 248-257.
3.Актуальные вопросы педиатрии / за ред.В.В.Бережного. - Киев, 2006.- С.28-37.
Приложению:
4.Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - Санки-Петербург „Фолиант”, 2001г.- С.874-884.
5.Основы рационального вопрос детей /К.С.Ладодо, В.Д.Отт и др. – К.: “Здоровье”, 1987. - С. 256.
• Смиян І.С. В рациональном питании детей к году – здоровье наций. - Тернополь, 1998. - 109с.
• Смиян І.С., Слободчан Л.М. Питание и развитие ребенка. - К.: “Здоровье”, 1992. - 252с.
• Диетэтика детского возраста / за ред. І.Л.Бабия, М.Л.Аряєва. - Одесса, 2002. - С.132-148.
Программа самоподготовки студентов к теме:
1.Подготовить таблицы на тему „Продукты прикорма при искусственном выкармливании”, в которых был бы отображен состав основных продуктов прикорма; потребность грудного ребенка в белках, жирах, углеводах, энергетическую ценность диеты при искусственном выкармливании.
|
|
2.Составить несколько схем современного выкармливания грудных детей разного возраста, которые находятся на искусственном выкармливании.
Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
Конкретные цели:
• Объяснять определение частичного грудного выкармливания грудных детей
• Собирать анамнез вскармливания ребенка грудного возраста и оценить его, предупредить прогрессирование гипогалактии у матери.
• Рассчитывать суточный объем пищи и необходимое количество пищи на одно кормление ребенку, который находится на частичном грудном вскармливании в зависимости от возраста.
• Составлять однодневное меню для ребенка грудного возраста, который находится на частичном грудном выкармливании.
• Организовывать правильное частичное грудное вскармливание, интерпретировать его эффективности.
• Корректировать питание ребенка, который находится на частичном грудном вскармливании.
Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
Тема практического занятия: Частичное грудное вскармливание грудных детей. Техника и правила докармливания. Схемы частичного грудного выкармливания детей первого года жизни. Прикорм и коррекция питания. Суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при частичном грудном выкармливании.
Место: учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов: Несбалансированное питание в детском возрасте является одной из наиболее важных проблем, которые стоят перед человечеством и совершают серьезные препятствия на пути социального и экономического развития. Характер питания ребенка влияет на рост и дифференциацию ее органов и систем. С помощью питательных веществ можно целенаправленно влиять на обмен веществ, физическое и нервно-психическое развитие.
|
|
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплины | Знать |
1. | Нормальная и патологическая физиология, пропедевтика детских болезней. | Знать анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей в возрастном аспекте. |
2. | Биохимия, нормальная физиология. | Знать роль пищевых ингредиентов (белков, жиров, углеводов, витаминов и др.) в функционировании органов и систем человека. |
3. | Общая гигиена. | Знать роль сбалансированного питания человека. |
4. | Пропедевтическая педиатрия. | Уметь собрать пищевой анамнез. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Проверка присутствующих. Тестовый контроль с целью оценки исходного уровня знаний и его анализ. | |
2. | Теоретическое опрашивание. Собирание анамнеза по питанию ребенка. | |
3. | Разбор типичных задач с частичного грудного вскармливания. | |
4. | Самостоятельное решение задач с темы частичного грудного выкармливания. Коррекция и прикорм при частичном грудном выкармливании здорового ребенка. | |
5. | Исходный контроль знаний, решение ситуационных задач. | |
6. | Итоги занятия и итоговая оценка знаний и умений студентов и задание для самостоятельной подготовке к следующему занятию. | |
ВМЕСТЕ: | 80 |
Перечень теоретических вопросов:
1. Определение частичного грудного вскармливания детей грудного возраста и его виды.
2. Причины перехода на частичное грудное выкармливание грудных детей (или показание к частичному грудному вскармливанию грудных детей):
а) со стороны матери;
б) социально-бытового характера.
3. Гипогалактия, причины возникновения, классификация, методы профилактики и лечения.
4. Основные принципы частичного грудного вскармливания детей первого года жизни:
а) правила частичного грудного выкармливания:
б) режим питания ребенка:
5. Классификация молочных смесей, которые используются для докармливания при частичном грудном выкармливании грудных детей:
а) адаптированные;
б) неадаптированные (простые).
6. Потребность в основных пищевых ингредиентах и энергии для детей первого года жизни, которые находятся на частичном грудном выкармливании.
7. Введение физиологических прикормов для питания детей, которые находятся на частичном грудном вскармливании:
а) сроки и правила введения продуктов прикорма;
б) правила, техника и виды прикормов.
8. Оценка суточного рациона ребенка на частичном грудном вскармливании и проведение коррекции питания.
Методика проведения практического занятия:
• После проверки присутствующих и объявления темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
Анализ выполненных тестов и разбор допущенных ошибок.
• Теоретический опрос студентов.
• Разбор типичных задач с частичного грудного вскармливания.
• Самостоятельное решение студентами задач с частичного грудного выкармливания грудных детей.
• Алгоритмы составления однодневного меню для здорового ребенка на частичном грудном вскармливании.
• Преподаватель проводит разбор и подпись протоколов.
• Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
• Преподаватель подводит итог занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
|
|
1. Главное отличие прикорма от докорма:
A. дополнить недостающие ингредиенты
B. провести коррекцию питания
C. перевод на искусственное вскармливание
D. перевод на дополненное вскармливании
E. замена грудного молока
2. Показанием к частичному грудному вскармливанию детей первого года жизни является:
A. первичная гипогалактия у матери
B. Заболевание матери, которые нуждаются в ограничении числа кормлений
C. условия работы матери не позволяют проводить кормление ребенка лишь грудью
D. вторичная гипогалактия у матери
E. все перечисленное
3. Докармливания проводится:
A. до прикладывания ребенка к груди
B. после прикладывания ребенка к груди
C. между прикладываниями ребенка к груди
D. только в утреннее прикладывание ребенка к груди
E. только вечером
4. Какое вскармливание считается частично грудным (среднего уровня)?
A. когда количество молока меньше 80% от суточного объема
B. когда количество молока меньше 20% от суточного объема
C. когда количество докорма составляет более 90% от суточного объема
D. когда количество прикорма меньше 1/2 объема питания
E. когда количество фруктового пюре больше 100 г.
5. Частичное грудное вскармливание грудных детей высокого уровня – это когда процент грудного молока в суточном рационе составляет:
A. 40% и больше
B. 20% и больше
C. 80% и больше
D. 70% и больше
E. 50% и больше
6. Назовите причину для частичного грудного вскармливания ребенка.
A. отказ ребенка от груди
B. мастит
C. гипогалактия
D. психические заболевания у матери
E. ОРЗ у матери
7. Последовательность введения прикорма при всех видах выкармливания:
A. одинаковое
B. меняется порядок при искусственному
C. меняется порядок при частичному грудному
D. меняется порядок при грудному
E. меняется порядок у недоношенных
8. Какая суточная потребность в белках у ребенка 10 мес, который находится на частичном грудном вскармливании низкого уровня, и докармливается коровьим молоком?
A. 2,0-2,5 г/кг
B. 3,0-3,5 г/кг
C. 4,0-3,5 г/кг
D. 5,0-4,5 г/кг
E. 2,5-3,0 г/кг
9. Какая суточная потребность в жирах у ребенка 5 мес, который находится на частичном грудном вскармливании низкого уровня, и докармливается смесью „NAN”?
|
|
A. 6,5-6,0 г/кг
B. 5,5-5,0 г/кг
C. 6,0-5,5 г/кг
D. 6,0 -5,0 г/кг
E. 6,5-7,0 г/кг
10. Какая суточная потребность в калориях у ребенка 2 мес, которая находится на частичном грудном вскармливании высокого уровня, и докармливается неадаптированной смесью?
A. 120 ккал/кг
B. 125 ккал/кг
C. 130 ккал/кг
D. 115 ккал/кг
E. 110 ккал/кг
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Е | Е | В | А | С | С | А | С | А | В |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Ребенку 2 месяца. Родился массой тела 3500 г, длиной - 50 см. С 1 месяца находится на частично грудном вскармливании. У матери есть только 200 мл необходимого молока. Определите уровень вскармливания, потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях и составьте рацион питания на 1 день.
Задача 2
Ребенку 16 недель. Родился массой тела 3400 г, длиной - 52 см. С 2-х недельного возраста находится на частично грудном вскармливании: 1/3 объема пищи получает в виде адаптированной смеси. Определите уровень вскармливания и потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях и составьте рацион питания на 1 день.
Задача 3
Ребенку 3 месяца. Родился массой тела 3200 г, длиной - 50 см. С 1 месяца находится на частичном грудном вскармливании: 1/2 объема пищи получает в виде адаптированной смеси. Определите уровень вмкармливания и потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях и составьте рацион питания на 1 день.
Эталоны ответов:
Задача 1
1. Определить M = 3500+600+800=4900
2. Определить суточный объем питания V доб = 1/6 от массы тела
V доб = 4900: 6 = 820 мл.
3. Объем питания на 1 кормление 820 мл: 6 = 140 мл
4. Суточные нужды ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях:
БЫ = 2-2,5 х 4,9 = 9,8-12,25 г
ЖЕ = 6-6,5 х 4,9 = 29,4-31,85 г
В = 12-14 х 4,9 = 58,8-68,6 г
Калории = 120 х 4,9 = 588 ккал
• Рацион питания 1 день
• Суточный объем материнского молока 200мл:6(количество кормлений)=35мл.
600 – грудное молоко 35 мл + смесь NAN 105 мл
930 - грудное молоко 35 мл + смесь NAN 105 мл
1300 - грудное молоко 35 мл + смесь NAN 105 мл
1630 - грудное молоко 35 мл + смесь NAN 105 мл
2000 - грудное молоко 35 мл + смесь NAN 105 мл
2330 - грудное молоко 35 мл + смесь NAN 105 мл
Задача 2
Средний уровень частичного грудного вмкармливания.
Докорм целесообразно проводить высоко адаптированной молочной смесью (NAN-1, Нутрилон-1, Hipp-1).
Потребность ребенка этого возраста при прикорме высоко адаптированной смесью такая же, как при грудном вскармливании: в Б – 2-2,5 г/кг, Ж – 6-6,5 г/кг, В – 12-14 г/кг массы в сутки, в калориях – 115 ккал/кг (4 міс – II квартал).
m тела дит. - 3400+600+800+800+750=6350
V сут. = 115х 6,35: 700 = 1 л.
V раз = 1 л: 6 раз = 170,0
2/3 гр. молока – 115,0
1/3 смеси – 55,0
• Меню на 1 день:
600 – грудное молоко 115,0 мл + смесь NAN1- 55,0 мл.
930 - грудное молоко 115,0 мл + смесь NAN1- 55,0 мл.
1200 – фруктовый сок – 15,0 мл
1300 - грудное молоко 115,0 мл + смесь NAN1- 55,0 мл.
1630 - грудное молоко 115,0 мл + смесь NAN1- 55,0 мл.
1900 - фруктовый сок – 15,0 мл
2000 - грудное молоко 115,0 мл + смесь NAN1- 55,0 мл.
2330 - грудное молоко 115,0 мл + смесь NAN1- 55,0 мл.
Задача 3
Средний уровень частичного грудного викармливания.
Докорм целесообразно проводить высоко адаптированной молочной смесью (NAN-1, Нутрилон-1, Hipp-1, Детолакт-1).
Потребность ребенка этого возраста при прикорме высоко адаптированной смесью такая же, как при грудном выкармливании: в Б – 2-2,5 г/кг, Ж – 6-6,5 г/кг, В – 12-14 г/кг массы в сутки, в калориях – 115 ккал/кг (3 міс – II квартал).
m тела дит. - 3200+600+800+800=5400
V сут. = 115 х 5,4: 700 = 0,89 л.
V раз = 0,89 л: 6 раз = 150,0
1/2 гр. молока – 75,0
1/2 смеси – 75,0
5. Меню на 1 день:
600 – грудное молоко 75,0 мл + смесь NAN1- 75,0 мл
930 - грудное молоко 75,0 мл + смесь NAN1- 75,0 мл
1300 - грудное молоко 75,0 мл + смесь NAN1- 75,0 мл
1630 - грудное молоко 75,0 мл + смесь NAN1- 75,0 мл
2000 - грудное молоко 75,0 мл + смесь NAN1- 75,0 мл
2330 - грудное молоко 75,0 мл + смесь NAN1- 75,0 мл
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
1) Таблицы: “Потребности в белках, жирах, углеводах и энергии детей первого года жизни при разных видах вскармливания”
2) Набор тестовых задач входного контроля (10 экземпляров).
3) Набор ситуационных задач с частичного грудного вскармливания ребенка
(5 экземпляров).
4) Методические разработки:
а) “Особенности в питании детей при частичном грудном вскармливании”.
б) “Режим питания детей при частичном грудном вскармливании ”.
в) “Составление меню детям на частичном грудном вскармливании ”.