Тема 1. Предмет и значение риторики

ПРЕДИСЛОВИЕ

Риторика – важнейший элемент гуманитарной культуры, необходимый для подготовки полноценных специалистов во всех сферах деятельности, в том числе в области управления и бизнеса.

Цельпреподавания дисциплины «Риторика» заключается в формировании у студентов навыков речевого воздействия, которые позволят им достигать успеха в будущей профессиональной деятельности.

Важнейшей целью преподавания «Риторики» является формирование сильной деловой речевой личности, способной свободно общаться с любыми слушателями и эффективно управлять ими.

При изучении риторики на первом месте должно стоять не запоминание, а формирование практических навыков.

Изучение данной дисциплины направлено на решение следующих задач:

· сформировать у студентов навыки ораторского искусства;

· познакомить студентов с теоретическим материалом, методами, приемами и средствами словесного воздействия на собеседника и партнера;

· способствовать формированию профессиональных качеств делового человека;

· выработать у студентов привычку постоянного тренинга и совершенствования навыков речевого мастерства.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1.

Тема 1. Предмет и значение риторики

Риторика – это теория красноречия, искусство ораторского мастерства. Формирование риторики приходится на IV – V вв. до н. э. Местом зарождения риторики является Древняя Греция. Само возникновение риторики связано с античной демократией, для которой характерно свободное высказывание своей точки зрения по различным вопросам, особенно по вопросам судебным и политическим. Именно, в античности были сформулированы основные постулаты ораторского искусства, которые не претерпели особых изменений, но были дополнены и уточнены многочисленными последователями античных авторов риторики. Судьба риторики причудлива: за все время своего существования она пережила и взлеты и падения, ей то отводили главное место в процессе образования, то низводили её до напыщенного пустословия.

Между тем, риторика, предметом которой является речевое мастерство, представляет собой комплекс знаний и умений, почерпнутых из таких дисциплин как логика, философия, психология, лингвистика, теория речевой коммуникации, социология и т.д. Овладение ораторским мастерством требует эрудиции и трудолюбия. Человек, считающий себя культурным, не может обойтись без знания риторики, так как она способствует развитию мышления, речи, формированию духовных ценностей.

Риторика подразделяется на общую и частную. Общая риторика содержит общие принципы ораторского мастерства, то есть способствует освоению правил и приёмов построения речи. Частная риторика имеет дела с законами эффективной речи в различных профессиональных сферах деятельности, где слово играет важную роль (например, в юриспруденции, педагогике, политике и т.д.).

Кроме того, можно выделить среди видов риторики теоретическую и прикладную. Теоретическая риторика занимается исследованием правил построения эффективной качественной речи, а прикладная риторика специализируется на применении данных принципов в конкретных практических ситуациях.

В современной риторике большое значение играет эффективность речи. Эффективной считается речь, обладающая следующими характеристиками: она является гармонизирующей, воздействующей, целесообразной.

Вопросы для самопроверки:

1. Где и когда сформировалась риторика?

2. В чем разница между частной и общей риторикой?

3. С какими науками взаимодействует риторика?

4. Какими характеристиками обладает эффективная речь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: