Изучение растений, их морфологический анализ, определение, составление гербария и прочие работы - невозможно без растительного материала: приходится выкапывать целые растения или их части, срезать побеги и ветви, при этом наносится ущерб и окружающей растение среде. Очень важно заботиться о том, чтобы повреждения были минимальными. При этом придерживаются следующих правил:
1) проводят сборы в таких местах, где вмешательство в растительный покров в наименьшей мере отразится на хозяйственном его использовании;
2) в качестве рабочего места при записях, закладке гербария и других работах используют обочины дорог, межи, тропинки, вырубки в лесу;
3) забирают из естественных местообитаний растительной массы не больше чем это необходимо для решения конкретной задачи;
4) по возможности проводят наблюдения на живых растениях, стараясь меньше их повреждать.
Приступая к работе, следует иметь список редких и охраняемых видов, узнавать эти растения в природе, так как на лабораторных занятиях знакомились с их обликом и признаками (гербарий, стенды). Надо заранее выяснить также, есть ли охраняемые участки, памятники природы, где сбор растений полностью запрещен. В ходе экскурсий и самостоятельных наблюдений могут быть выявлены виды, не вошедшие в список охраняемых, но находящиеся в данных условиях под угрозой, а также местообитания, требующие охраны и пр. Все это должно учитываться и при сборе растительного материала.
ТЕМАТИКА ПРАКТИКИ.
Практические занятия по ботанике проводятся по определенной тематике.
1. Растительность леса
2. Растительность луга.
3. Растительность болота.
4. Сорная растительность.
5. Ядовитые и вредные растения.
В зависимости от ряда условий очередность выполнения тем и заданий в период практики может изменена. В процессе ботанических экскурсий студенты под руководством преподавателей прорабатывают ежедневно одну или две темы.
БОТАНИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ.