Причина. Сравнение. Подобие. Пример. Свидетельство

Scribendi recte sapere est et principium et fons. Hor. [16]

§ 1. Всякая мысль рождает другую. В каждом предложении таится другое, в другом – третье... и так далее. Напр.:

Мысль „Все изменяется на земле“ невольно напоминает другую: „А небо неизменно“ (Жук.). – Или в предложении „Умереть за Отечество прекрасно“ таится другое: „Отечество падшим героям обязано благодарностию“;
в другом – третье: „Россия благословляет память Багратионов, Кульневых, Милорадовичей“; в третьем – четвертое: „Могила храброго Отечеству священна“ (Озер.).

§ 2. Открывать в одной мысли другие, искать в данном предложении новых значит мыслить. – Нельзя тому сочинять, кто не умеет и не хочет учиться думать: хорошо писать значит хорошо думать. – Для сего-то общая реторика начинается источниками изобретения, ибо в них заключается для вас, любезные друзья, начальная практическая логика.

Примеч. Не спешите писать... Научитесь прежде мыслить и чувствовать – полнота мыслей и чувствований найдет способ выражаться, и, может быть, лучше, нежели вы думаете...

§ 3. Источники изобретения раскрывают ум, развивают мысли. Они укажут вам с какой точки зрения должно смотреть на предмет
или на мысль; вы взглянете, и в юном уме вашем пробудятся новые мысли, согласные с вашею, близкие к ней, соседние, знакомые, дружественные, родные...

§ 4. Не в каждом источнике вы найдете новые мысли для вашего предложения, но в разных источниках вы найдете непременно для вашей мысли что-либо новое, изящное, прекрасное. Вот сии источники: реторика полагает их двадцать четыре:

§ 5. [I] Причина (causa). Чтобы найти причину, стоит спросить самого себя: почему предложение справедливо? Ибо ничто без причины не бывает; и ответ доставит вам другую мысль, соединенную с вашею. Напр.:

Учащийся не должен резвиться. Почему?...потому что резвость мешает учиться. – Прилежание полезно. Почему? потому что служит средством к приобретению успехов. – Вера утешает человека. Почему? потому что обещает жизнь лучшую, беспечальную, небесную. – Должно почитать родителей. Почему? [ Скажите сами. ] Чтение книг полезно. Почему?...

§ 6. Причина бывает двоякая: действующая (causa causalis), от которой происходит ваше предложение, и конечная (causa finalis), к которой оно стремится. И та, и другая может дать вам новые мысли. Напр.:

Провидение руководствует человека. Почему? [ Причина действующая. ] Ибо Творец о человеке особое имеет попечение. Для чего руководствует? [ Причина конечная. ] Чтобы привести его к предназначенной цели.

§ 7. [II] Сравнение (collatio) – сличение двух предметов, двух действий одного рода: государя с государем, героя с героем, победы с победой, писателя с писателем. Имея предложение, ищите сравнения в ближайших предметах того же рода. Напр.:

Петр Великий изгнал из Отечества шведов. Александр Благословенный очистил землю русскую от нашествия 20-ти племен. – Аннибал перешел Альпы, и Суворов перевел через них войска свои; Аннибал разбил римлян – Суворов поразил французов; Аннибал не умел пользоваться победой – Суворов очистил Италию.

§ 8. [III] Подобие (simile), уподобление одного действия другому, известнейшему, совсем иного рода. Оно берется большею частию из натуры, объясняет действие на вопрос каким образом? и служит не только распространением, но и украшением. Напр.:

Науки просвещают разум. Каким образом? Так, как лучи солнца озаряют природу. – Мысль стремится за мыслию. Каким образом? Так, как струя течет за струею. – Или: „Явились варвары бесчисленные, пришельцы от стран

никому неизвестных; подобно сим тучам насекомых [ саранче ], которые небо во гневе своем гонит бурею на жатву грешника“ (Кар.).

Вот еще подобие поэтическое, высокое Державина:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами.

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми.

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит

Не так ли с неба время льется,

Кипит стремление страстей,

Честь блещет, слава раздается,

Мелькает счастье наших дней?

Примеч. Там: с высот гора сыплется. – Здесь: с неба льется время, и четыре скалы [взятые, впрочем, с натуры Сунского водопада] невольно напоминают о четырех временах года. – Там: внизу кипит бездна сокровищ – а здесь: кипит стремление страстей, как будто также внизу, в низких душах, и как будто к сим же сокровищам... потому что честь блещет в воздухе как холм от брызгов, а слава раздается в народе как рев в лесу. И наконец: „Мелькает счастье наших дней“. Стих [буквально] бесподобный! несравненный! Ибо его подобие, то есть сверканье падающих вод, так живо являлось поэту, что он думал, будто все видят его и счел излишним говорить о нем.

§ 9. [IV] Пример (exemplum). В предложении вашем истина – ищите события или происшествия, которые случились точно так, как говорит ваше предложение. Для важных истин ищите в истории, в молве народной, в преданиях, а для обыкновенных можете искать в сказках и даже в баснях. Напр.:

Страсть к завоеваниям пагубна. Пример из истории: Так Ксеркс, желая завоевать Грецию, погубил войско. Из молвы народной: Так Наполеон, желая победить Россию, сам пал с высоты престола. – Или: Труд все преодолевает. Пример из преданий: Так Демосфен, родясь косноязычным, преодолел трудом сей недостаток природный и сделался величайшим оратором. – Или: Соревнование делает великим. Из преданий: Так Фукидид плакал от соревнования, слушая Геродота, и сам стал великим историком. – Для обыкновенных истин: мечтатели часто теряют и настоящее. Пример из сказок. Альнаскар. – Или: Кто шутит над другим, тот сам подвергается шуткам. Из басен: Так Лисица и Журавль угощают друг друга.

§ 10. [V] Свидетельство (testimonium). Cлова Св. Писания, великого мужа, знаменитого писателя и даже достопамятные слова родителя, матери, подтверждающие вашу истину. Напр.:

Предложение: Должно почитать родителей. Свидетельство: Св. заповедь гласит нам: „Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет“.


IV.

Обстоятельства. Уступление. Условие. Противное. Время.
Место. Признаки

§ 1. [VI] Обстоятельства (rationes rerum) – разные отношения вашей мысли. Они, если кратки, служат к распространению простого периода и состоят в ответах на известные уже вам вопросы кто? что? где? и пр. Но к ним причисляются и следующие 6 источников.

§ 2. [VII] Уступление (concessio) есть некоторое исключение, ограничение или что-то невыгодное, отчасти противное вашему предложению, которым, однако ж, не отвергается главная истина. Напр.:

Предложение: Ваше правило справедливо. Уступление: хотя имеет исключения. – Он достиг своей цели. Уступление: хотя встречал множество препятствий. – Добродетель есть путь ко счастию. Уступление: хотя часто страждет в сем мире.

§ 3. [VIII] Условие (conditio) есть мысль или ограничивающая ваше предложение (как уступление – через частицы если бы не), или служащая ему основанием (как причина, без коей главное быть не может, с частицами если, если бы).Напр.:

Первый случай. Если бы ваше правило не имело исключений, то было бы совершенно справедливо. – Если бы он не встречал множество препятствий, то бы скорее достигнул своей цели.

Второй случай. Предложение: Гармония царствует во вселенной. Причина: Ибо рука Промысла правит оною. Условие утвердительное: Если гармония царствует во вселенной, то нет сомнения, что рука Промысла правит оной.
Условие, без которого главное быть не может. Если бы рука Промысла хотя на минуту оставила править вселенной, то бы ее гармония обратилась в хаос.

§ 4. [IX] Противное (adversativum) – мысль совершенно противоположная или подлежащему, или сказуемому, или тому и другому вместе. Напр.:

Трудолюбие полезно, а праздность вредна. – Добродетель ведет к счастию, а порок к несчастию. – „Народы дикие любят независимость; народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной“ (Кар.).

Примеч. Два предмета в резкой противоположности один с другим называются контрастом. Напр.: Медведь и муха. Или: „Где стол был яств – там гроб стоит“ (Держ.).

§ 5. [X] Время (consecutio) прекрасный и обильный источник. Рассматривайте его в трех отношениях к вашей мысли: а) в прошедшем, б) в настоящем, в) в будущем.

§ 6. В прошедшем должно искать таких событий, которые предшествовали вашей истине и служили ей поводом или началом. Напр.:

Когда истощились все средства к защите, крепость сдалась. – Когда прошло десять лет осады, Троя взята греками. – Когда наступило время жатвы, явились жатели. – Или слова Державина:

Юная роза Вдруг от мороза
Лишь развернула В лоне уснула,
Алый шипок; Свянул цветок.

§ 7. В настоящем, рассматривая предложение, можно находить современные события, очень близкие к вашей мысли по сходству, по противоположению и по другим отношениям... Или можно пользоваться описанием утра, вечера, дня, ночи, весны, лета, осени, зимы
и пр. Напр.:

Между тем, как счастливые веселятся в блистающих чертогах, несчастный проливает слезы на голом камне. Или слова Капниста:

Уже со тьмою нощи Я томно лиру строю
Простерлась тишина, Пить скорбь, объявшу дух;
Выходит из-за рощи Приди грустить со мною,
Печальная луна; Луна, печальных друг!

Державина: Уже румяна осень носит

Снопы златые на гумно;

И роскошь винограду просит

Рукою жадной на вино.

§ 8. В будущем соображаются обстоятельства, долженствующие следовать одно за другим. Напр.:

Когда пройдет наша юность, тогда почувствуем ее утрату. – Когда достигнем зрелого возраста, будем служить Отечеству. Или Державина:

Придут, придут часы те скучны,

Когда твои ланиты тучны

Престанут грации трепать.

§ 9. [XI] Место (locus) может указать вам прекрасные, живописные мысли! Ибо все, что ни случается, происходит в какое-нибудь время, в каком-нибудь месте. Напр.:

В цветущей Андалузии, там, где шумят гордые пальмы, где величественный Гвадалквивир медленно катит свои воды, там я увидел друга (Кар.). У поэтов встречаются очень часто местные картины. Напр.: у Державина:

Под наклоненным кедром вниз,

При страшной сей красе природы,

На утлом пне, который свис

С утеса гор на яры воды,

Я вижу: некий муж седой

Склонился на руку главой...

Примеч. Вот картина, которую нарисовать можно! Это называется красотою местною, иногда пластическою, то есть удобною для живописи, для скульптуры и пр.

§ 10. [XII] Признаки (signa). Часто предмет или действие сопровождается признаками, приметами, очень естественными, очевидными; и сии признаки рождают новые прекрасные мысли. Напр.:

В темную ночь видите вдали огонек, значит, там есть жилье, люди... Видите дым, значит, там есть огонь. – Стада удаляются под тень от зноя. Значит,полдень. – Тени с гор становятся длиннее. Признак вечера. – Друг ваш смущается, потупляет взоры, щеки его покрываются румянцем. Признак стыда. – „Он стоял на дороге и смотрел вслед за мною; платок долго белелся в руках его“ (Кар.). Признак, что он плакал и отирал слезы.

V.

Качества. Принадлежности. Свойства.
Действие и страдание. Имя

§ 1. [XIII] Качества (qualitates, quale quid est?) – случайности изменяющиеся, кои могут быть и не быть в предмете. Наружные: положение, наряд, цвет и пр. Внутренние: движение, покой, быстрота, медленность и пр.

§ 2. Положение предмета может быть величественное, прелестное, живописное, смешное и пр. и пр.

Величественное: „И нашла его [ Марфа Феодосия ] стоящего на коленях, пред уединенною хижиной; он совершал вечернее моление. – Молись добродетельный старец, – сказала она, – буря угрожает Отечеству. – Знаю, – ответствовал пустынник и с горестию указал на небо. Густая туча висела и волновалась над Новым Градом“ (Кар.).

Прелестное: „Опершись на щит железный, он воздремлет у тебя“. [ Марс у Эвтерпы ] (Держ.). – „И ей со вздохом и слезами, носок повеся, говорит“. [ Чиж Зяблице ] (Дмитр.).

Живописное: Державин о волке: „Огонь горит в его глазах / И шерсть на нем щетиной зрится“. – Он же о коне: „Крутую гриву, жарку морду / Подняв, хрипит, ушами прядет“. – Он же о лани: „Рога на спину преклоняет / И быстро мчится меж дерев“. – Дмитриев о прахе Ермака: „Или Остяк по нем бежит / За ланью робкой и рогатой, / Прицелясь к ней стрелой пернатой“.

Смешное: Медведь Крылова караулит муху: „Вот Мишенька, не говоря ни слова [ что-то замышляя и тайно ], Увесистый булыжник в лапы сгреб [ поскорее, чтоб не видали!.. ], Присел на корточки!..“ [ Прячется от Мухи! Прошу взглянуть на его положение и не засмеяться. ]

§ 3. Наряд бывает иногда величественный, иногда оригинальный, иногда забавный и пр.

Величественный: „Россия одеяна лучезарным сиянием, в неприступном величии: златовидный шлем осеняет чело Ея; на ней броня, как луч вечного солнца, и молнийный, всесокрушительный меч препоясует Ея чресла“ (Бакк.).

Оригинальный: у Дмитриева на двух сибирских шаманах:

„С булатных шлемов их висят

Со всех сторон хвосты змеины

И веют крилия совины,

Одежда из звериных кож,

Вся грудь обвешана ремнями,

Железом ржавым и кремнями,

На поясе широкий нож“ и пр.

Забавный: Волк Лермонтова одевается в пастушье платье:

„И посох взяв пастуший в лапу,

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу“ и пр.

§ 4. Цвет предмета подает часто новые мысли. Павлин Державина служит лучшим образцом изменений и описаний цвета. Напр.:

Где ступит – радуги играют,

Где станет – там лучи вокруг,

Наклонит – изумруды блещут,

Повернет – яхонты горят.

§ 5. Внутренние качества, или изменяющиеся случайности, могут быть: прочность и тленность, движение и покой, шум и тишина, быстрота, медленность и пр. Напр.:

У Крылова: Зевс посылает лягушкам царя [ чурбан ]:

„Летит к ним с шумом царь с небес,

И плотно так он треснулся на царство,

Что ходенем пошло трясинно государство.

Со всех лягушки ног

В испуге пометались,

Кто как успел, куда кто мог“.

Сии качества могли быть иначе, но не могут быть лучше!

§ 6. [XIV] Принадлежности (attributa. Quid cui tribuitur?) то, что почти всегда вместе с предметом, и напоминает о предмете или предмет о нем. Сходны с признаками, но имеют свое отличие. Напр.:

Юпитер на Олимпе, и у ног его [ всегда ] орел держит в когтях громы. – Диана на охоте – и все спросят: где же нимфы и верные псы ее? Взгляните на павлина, и вспомните о Юноне. – Герой [ должен быть ] в шлеме, со щитом и мечем. – Пастух – со стадом. – Злодей – с мучением в сердце. – Добродетель – с кротким видом. – Весна – с зефирами. – Осень – с бореями.

Или Дмитриев говорит:

„Тавридец, чтитель Магомета,

Поклонник идолов калмык,

Башкирец с меткими стрелами,

С булатной саблею черкес“ и пр.

§ 7. [XV] Свойства лица (proprietates, quid cui proprium?) всегдашние неизменные отличия его: наружность, характер.

Наружность: „Святослав был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства“ (Кар.).

Характер: „Румянцев мало верил слепому случаю и подчинял его вероятностям ума; казался отважным, но был только проницателен; соединял решительность с тихим и ясным действием ума; не знал ни страха, ни запальчивости; берег себя в сражениях, единственно для победы; чувствовал свою цену, но хвалил только других; отдавал справедливость подчиненным, но огорчился бы во глубине сердца, если бы кто-нибудь из них мог сравняться с ним талантами“ (Кар.).

§ 8. [XVI] Свойства бездушного предмета (proprietates rei) означают его всегдашнее, отличительное состояние или положение: вид, красоту, дикость. Напр.: Луны бледность. Розы кратковременность. Волги величие. Кавказа мрачность.

§ 9. [XVII] Действие и страдание (actio et reactio vel pas-
sio) – обильнейший и прекраснейший источник для изобретения мыслей. Все в мире действует или подвержено действию другой силы. (Часто оно приписывается отвлеченным и бездушным предметам, тогда составляет особое украшение.)

Действие лица: „Ужасный вид!

Они сразились, (Ермак с Мегметом-Кулом)

Их сабли молнией блестят,

Удары тяжкие творят,

И обе разом сокрушились –

Они в ручной вступили бой:

Грудь с грудью и рука с рукой,

От воплей их дубравы воют,

Они стопами землю роют,

Уже с них сыплет пот, как град,

Уже в них сердце сильно бьется,

И ребра обоих трещат,

То сей, то оный на бок гнется, (слышно усилие со стоном)

Крутятся и – Ермак сломил“ (Дмитр.).

Страдание лица: „Тут ослабел голос Михаила (храброго), взор помрачился облаком, бледные уста онемели, меч выпал из рук его, он затрепетал, взглянул на образ Вадимов и закрыл навеки глаза свои“ (Кар.).

Действие бездушного:

„Нерукотворная здесь Росская гора,

Вняв гласу Божию из уст Екатерины, (прекрасный оборот мысли!)

Прешла [во град Петров] чрез Невския пучины –

И пала под стопы Великого Петра!“ (Рубан).

§ 10. [XVIII] Имя (derivatio nominis) часто подает повод к мыслям новым, неожиданным и прекрасным. Напр.:

И внук Ольгин с вашими предками был прозван владетелем мира [ Владимиром ] (Кар.).

VI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: