double arrow

Главный источник мыслей

Quis? quid? ubi? quibus auxiliis? cur? quomodo? quando?[15]

§ 1. Любезные друзья! Первый и главный источник всякого сочинения есть предмет, или предложение. Предметом сочинения называют одно понятие, идею, одно слово. Напр.: Провидение – весна – буря. Сия идея рождает новые понятия, соединенные с нею, и производит какое-нибудь чувствование. Напр.:

Провидение дает понятия о Боге, о благости Его, о природе, о человеке, и рождает в сердце благоговение и благодарность. – Весна представляет вам цветы, ручьи, запах розы, пение птиц, и вы чувствуете радость. – Буря напоминает ветер, гром, дождь, град, опустошение и приводит в уныние...

§ 2. Предложение заключает в себе краткую, полную мысль, которая говорит что-либо ясно уму и тайно сердцу (т. е. содержит мысль и чувствование), и на которой основывается все сочинение. Напр.:

Провидение руководствует человека. – Весна дышит радостью. – Буря влечет опустошение.

§ 3. Когда дано или избрано предложение, то, прежде всего, старайтесь хорошо понять его, и, понимая, покажите, что можете сами сказать ту же мысль несколько раз другими оборотами, другими выражениями, и – если можно – лучше, красивее, сильнее... Напр.:

Предложение: Провидение руководствует человека. Другие грамматические обороты: Человек руководствуется Провидением. – Провидение служит вождем человеку. – Человек идет по пути Провидения. Другие реторические выражения: Перст Божий указывает путь человеку. – Благость Вечного заботится о смертном. – Отец Небесный печется о бренных чадах земли. (Это делается изустно и для начинающих – как игра – приятно и полезно, ибо всякому хочется сказать лучше... а между тем действуют и ум, и воображение, и чувство – раскрываются способности.)

§ 4. Предложение всегда заключается в немногих словах и требует приличного распространения. – Распространять предложение значит находить другие приличные слова и выражения, или новые мысли, новые предложения, или открывать доказательства и опровержения.

Сие действие ума называется в реторике изобретением (inventio), а указания, откуда черпаются новые слова, мысли и доказательства, – источниками изобретения (loca topica).

§ 5. Есть три рода источников изобретения. – Первый дает способы распространять одно только предложение. – Другой род их учит из одного предложения выводить другие. – Третий род источников показывает, откуда почерпаются доказательства, согласные с целию писателя.

Первые два принадлежат общей реторике, последний – частной; первые два необходимы для начинающих, последним пользуется писатель или оратор, согласно с предложенною целью.

§ 6. Всякое предложение распространяется до известных только пределов, назначаемых умом и вкусом. – И вот способы к его распространению: первый род источников изобретения – азбука реторики. – Их десять.

Первые три – синонимы, эпитеты и противные – служат к приисканию слов; последние семь известных вопросов – к прибавлению выражений и кратких обстоятельств.

1. Синонимы (synonima). Так называются слова подобно значащие; они прибавляются к существительным и глаголам и отделяются запятыми. Напр.: (предложение то же). К существительному „Провидение“ синонимы: промышление, промысел, попечение; или двумя словами: Хранитель человека, Небесный вождь, Блюститель его и пр. – К глаголу „руководствует“: ведет, служит вождем, указывает путь, хранит, блюдет и пр. – К слову „человека“ синонимы: смертного, создание бренное, существо слабое и пр.

2. Эпитеты (epitheta). Так называются приличные прилагательные к существительным, наречия к глаголам и даже наречия к прилагательным. Напр.: к слову „Провидение“ эпитеты: дивное, непостижимое, тайное, небесное, святое и пр.; к глаголу „руководствует“: невидимо, нечувствительно, неприметно и пр.; наречия к прилагательным: непостижимо тайное, неизъяснимо благое Провидение и пр.

3. Противные (contraria). Так называются слова, значащие противное именам и глаголам. Напр.: Не случай, не собственные силы, не слабый разум, но Провидение; к глаголу: не оставляет, не забывает, но руководствует и пр.

§ 7. Вот семь известных вопросов: кто? что? где? при чьей помощи? для чего? каким образом? когда? – На вопрос кто? всегда отвечают подлежащим, на вопрос что? – всегда сказуемым, а на прочие вопросы приискиваются приличные, краткие ответы. Напр.:

Кто? Провидение. Что? Руководствует человека. Где?.. На пути жизни – в минуты счастья и бедствий – на верху славы и в униженной доле. При чьей помощи? При твердом уповании – по благости Всевышнего. Для чего? Для достижения предназначаемой цели. Каким образом? Тайными, непостижимыми для нас путями. Когда? Во все течение жизни. – (Не должно скучать или пренебрегать сими началами: они раскрывают ум и полагают твердое основание мыслям и слогу.)

§ 8. Видите, сколько слов, сколько выражений для одного предложения. – Где ж остановиться? Какие из них выбрать?.. – Выбрать те, которые вам больше нравятся. Остановиться там, где кончится мысль предложения удовлетворительным образом, сохранив ясность, приличие, соразмерность. Напр.:

Можно выбрать следующие: „Небесное Провидение, сей тайный вождь на пути жизни, сей незримый блюститель в минуты счастия и бедствий, на верху славы и в униженной доле, невидимо руководствует человека, к предназначенной ему цели тайными, непостижимыми для нас путями“.

§ 9. Таким образом, распространенное предложение называется периодом простым: – Простой период есть полное, гармоничное соединение приличных слов, выражений и кратких обстоятельств в одном только предложении.

Период простой есть первое реторическое упражнение, первый шаг к
искусству писать, первая чистая жертва красноречию.

§ 10. Но „что в занятиях, – говорит М. Н. Муравьев, – когда не приводит их в действие чувствительность сердца?“ Вы знаете, как составляется простой период: этого мало – покажите на самом деле ваше знание, сделайте два-три опыта. Вот предложения:

Солнце освещает землю. Весна живит природу. Человек искушается бедствиями. – Труд полезен. Праздность вредна. Время невозвратно. – Лучший наставник есть опыт. – Верный путь к счастию – добродетель. – Первый друг на земле – вера в Провидение.

Примеч. Скажут: гению правил не нужно: „Он, не учась, учен, как придет в восхищение“ (Дмитр.). – Не спорю... Но – сочтите гениев... И притом не забудьте, что и кедр сначала растет наравне с травой и греется тем же солнышком и питается тою же росою...

III.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: