Философские разговоры

§ 123. Философский разговор есть исследование истины, в котором участвуют два или многие лица (прибавл. 24).

24. Сократов способ учения, легкий и приятный, сохранен в сочинениях первых философов и подал повод к философским разговорам. Первые сочинения философов писаны разговорами.

§ 124. Вводные лица представляются с разными мнениями. Они с разных сторон делают возражения. Но одно лицо, под которым разумеет себя автор, всегда защищает истину.

Преимущество сих разговоров перед рассуждением в том, что они обращают взор на истину с разных точек зрения в одно время и представляют ее живее через вводные лица. Мы слышим не одного, а многих, и соглашаемся не с одним, а с многими.

§ 125. В разговорах древних философов всегда истина влагается в уста Сократу. Таковы все разговоры Платона и других учеников его.

§ 126. Содержанием философского разговора бывает истина, большей частию новая, подверженная сомнению, требующая раскрытия, объяснения: сия истина может быть философская, богослов-
ская
, историческая, литературная и вообще всякая ученая, которой исследование может принести пользу уму, сердцу или науке (прибавл. 25).

25. Цель сих разговоров (философских) состоит в том, чтобы объяснить, доказать и утвердить неоспоримым образом; следственно, просветить разум, сообщить ему полезные истины.

Предмет и цель сих разговоров одинаковы с учеными сочинениями. – Разность в одной форме.

§ 127. Расположение философского разговора по числу лиц бывает различно: если два лица, располагается через вопросы и ответы; если многие лица – через возражения и опровержения.

§ 128. Достоинство философского разговора состоит в важности истины, в тонкости исследования, в натуральности, живости и благородстве простого слога. Недостатки его – в вялости, утомительности и пустословии (прибавл. 26).

26. В наше время часто детские, учебные книги пишутся в вопросах и ответах. Тут представляются только два лица: ученик и учитель. Это собственно Сократова метода. Напр.: Катехизис в вопросах и ответах. У древних были еще симпозии, т. е. разговоры на ученых пирах. Они показывают обычай древних беседовать в обществах обо всем, относящемся к наукам и философии. До нас дошли два разговора под названием Симпозии Ксенофонтов и Платонов, и оба любопытны и прекрасны.

§ 129. В виде философских разговоров предлагаются также богословские истины.

В сем роде мы имеем превосходнейшие разговоры – творение знаменитого оратора нашего Филарета: „Разговоры между испытующим и уверенным“. В них важность священных истин соединяется с простотой и высокостию слога.

XV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: