Проблема происхождения драмы, особенности структуры комедии и трагедии. Роль хора

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор — пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся, родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический характер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики.

Рождение греческой драмы театра связано с обрядовыми играми мимического характера которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении веков. У земледельческих пародов мимические игры входили в состав праздников, посвященных умирающим и воскресающим богам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: “страстную”, серьезную, и карнавальную, прославляющую победу светлых сил жизни.

Драматические представления в Греции были связаны с культом земледельческого бога Диониса, из обрядов кот.они возникли. Песни в честь Диониса – «козлиные песни» - tragos. Ранняя аттическая трагедия конца VI и начала V вв. еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики.

В главе IV «Поэтики» Аристотель указывает, что трагедия и комедия возникли из импровизации при исполнении хором песнопений в честь Диониса. «Одна ведет свое начало от запевал дифирамба, другая — от запевал фаллических песен, которые и теперь еще остаются в обычае во многих городах».

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы:

· трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа

· комедия карнавально-сатирическую

· сатировская драма (сатировская драма названа так по хору, состоявшему из сатиров).

Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — “козел” и одэ — “песнь”, т. е. “козлиная песнь”. По одной из версий, это название вновь ведет нас к сатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.

Слово комедия происходит от слов комос (шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса ) и оде, “песнь комоса”.

Уже во второй половине VI в. до и. э. трагедия достигла значительного развития. Античная традиция передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.). Нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит (“ответчик”), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: