Задание 3. Определите для себя, какой тип судебного оратора вам ближе: строящий систему защиты (обвинения) на причинно-следственных цепочках логических умозаключений

Определите для себя, какой тип судебного оратора вам ближе: строящий систему защиты (обвинения) на причинно-следственных цепочках логических умозаключений (А.И. Урусов, В.Д. Спасович, С.А. Андреевский) или, подобно Н.П. Карабчевскому, П.А. Александрову, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, выстраивающий собственную логику, не имеющую прямого отношения к сути дела, «вторгающийся в него», по выражению А.Ф. Кони, «как на арену борьбы».

Выполните контрольное задание «Портрет судебного оратора» (материалы выдаются преподавателем на занятии). Используйте для подготовки учебное пособие Н.Н. Ивакиной «Основы судебного красноречия», М., 2011 (гл. 2 «Судебная речь – жанр ораторского искусства», гл.3 «Логические основы судебной речи», гл. 5 «Средства речевого воздействия»). Выберите того судебного оратора, который в большей степени отвечает вашему риторическому идеалу, и составьте его «портрет».

Вопросы для обсуждения

Фрагмент 2

1. Проанализируйте фрагменты глав XI и XIV из романа Г. Сенкевича «Куда идешь» (1896) с точки зрения применения участниками диалога риторики мимики и жеста.

2. Чем осложняется коммуникативная ситуация, в которой ведущую роль берет на себя Петроний (ок. 14-66)? Что вы знаете об этом римском поэте? Что вам известно о правлении Нерона (37-68, правил в 54-68)?

3. Как вы оцениваете поведение Нерона «в горе»? Считаете ли его искренним? Почему автор романа, описывая вербальные и невербальные проявления чувств императора, только что потерявшего дочь, сравнивает их с игрой «актера в театре»? Какое значение имеет упоминание Ниобы?

4. Объясните, почему прием нелогической аргументации, примененный Петронием, оказался эффективным?

5. Выстроите реплики Петрония как единый текст и проследите, как высокое эмоциональное напряжение: от первой реплики к третьей – постепенно сменяется элегическим умиротворением (прием градации).

6. Почему Нерон находит успокоение в искусстве? Как это связано с мировоззрением человека эпохи античности? Используйте для подготовки ответов на вопросы Иллюстрацию 1.

Источники

Сенкевич Г. Куда идешь. М., 1986. C. 99-139.

Литература

1. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М. – Вена, 2001.

2. Душков Б.А. Психология типов личности М., 1999.

3. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1886.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студ. вузов. М., 2004.

5. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам (в любом издании).

6. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. М., 1996.

Текст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: