Психология девиантного поведения. 8. Истолкование скрытых смыслов, герменевтика — позднейшее допол­нение феноменологического метода — фактически представляет самостоя­тельный метод следующей

8. Истолкование скрытых смыслов, герменевтика — позднейшее допол­нение феноменологического метода — фактически представляет самостоя­тельный метод следующей ступени, выходящий за пределы феноменологии в собственном смысле слова.

Для приближения теории феноменологической психологии к повседнев­ной практике выделим и прокомментируем четыре основных ее принципа.

Принцип понимания, как уже упоминалось выше, используется как противо­поставление принципу объяснения, широко представленному в ортодоксаль­ной психиатрии и психологии и основанному на критерии понятности или непонятности для нас (сторонних наблюдателей) поведения человека, его спо­собности поступать правильно и исключать нелепые высказывания и поступ­ки. В рамках феноменологического подхода критерий понятности переходит в русло понимания и согласия диагноста с логичной трактовкой собственных переживаний и реакций на них. Продолжим начатый выше анализ случая с поведением ревнивца. Если для ортодоксального психиатра базой для диагно­стики бреда ревности будет выступать «нелепый характер высказываний, по­ведения и умозаключений больного» («жена изменяет, потому что вставила новые зубы»), то для феноменологически ориентированного диагноста суще­ственным, наряду с другими параметрами, будет анализ понимания человеком сути измены («что вкладывать в понятие измены»). Ведь под этим термином может скрываться целый спектр толкований: измена — это интимная близость, это — флирт, это — нахождение с другим человеком наедине, это — поцелуй, это — любовное чувство и т. д. Следовательно, без оценки субъективного по­нимания смысла «измены» невозможно говорить о генезе «ложной» убежден­ности, характерной для бреда. Без понимания субъективности переживания человека нельзя сделать вывод об их обоснованности и логичности.

Принцип понимания позволяет отделить психологические феномены от психопатологических симптомов, а в некоторых случаях и постараться их противопоставить чисто лингвистически. Один и тот же феномен после акта понимания, вчувствования может быть назван аутизмом или интраверсией, резонерством или демагогией, амбивалентностью или нерешительностью и т. д. (см. тезаурус в приложении).

Следующим феноменологическим принципом является принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждения. В диагностическом плане его можно было бы модифицировать в принцип воздержания от преждевременного суж­дения. Его суть заключается в том, что в период феноменологического иссле­дования необходимо отвлечься, абстрагироваться от симптоматического мыш­ления, не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в рамки нозологии, а пытаться лишь вчувствоваться. Следует указать, что вчувствование не озна­чает полное принятие переживаний человека и исключение анализа его со­стояния. В своем крайнем выражении вчувствование может обернуться субъективностью и, также как в ортодоксальной психиатрии, привести к не­правильным выводам. Примером подобной крайности может служить вы­сказывание X. Рюмке о «чувстве шизофрении», на основании которого реко­мендуется постановка этого диагноза.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: