Психология девиантного поведения. Ципом человек изначально для всех является психически здоровым, пока не доказано противное, и никто не вправе требовать от него подтверждения это­го

ципом человек изначально для всех является психически здоровым, пока не доказано противное, и никто не вправе требовать от него подтверждения это­го очевидного факта.

Основными принципами диагностики, претендующей на научность своих взглядов, на сегодняшний день можно считать феноменологические принципы. В сфере диагностики психических расстройств феноменологический перево­рот совершил в начале XX века известный немецкий психиатр и психолог Карл Ясперс. Базируясь на философской концепции феноменологической филосо­фии и психологии Гуссерля, он предложил принципиально новый подход к анализу психических (в том числе поведенческих) симптомов и синдромов.

В основе феноменологического подхода в психологии девиантного пове­дения лежит понятие феномена. Феноменом можно обозначать любое инди­видуальное целостное психическое переживание и связанное с ним поведение.

Феноменологический подход в диагностике, в отличие от ортодоксально­го и некоторых иных (например, психоаналитического), использует принци­пы понимающей, а не объясняющей психологии. Переживание человека рассмат­ривается многомерно, а не толкуется (как это принято в ортодоксальных психиатрии и психологии) однозначно. За одним и тем же переживанием и поведением может скрываться как психологически понятный феномен-при­знак, так и психопатологический симптом. Для феноменологически ориен­тированного диагноста не существует однозначно патологических психичес­ких переживаний и девиантных форм поведения. Каждое из них может относиться как к нормальным, так и к аномальным. Если в рамках ортодок­сальной психиатрии вопрос нормы / патологии трактуется произвольно на базе соотнесения собственного понимания истоков поведения человека с нор­мами общества, в котором тот проживает, то при использовании феномено­логического подхода существенное значение для диагностики имеют субъек­тивные переживания и их трактовка самим человеком. Диагност же следит лишь за логичностью этих объяснений, а не трактует их самостоятельно в за­висимости от собственных пристрастий, симпатий или антипатий и даже иде­ологических приоритетов.

Использование феноменологического метода в диагностическом процес­се, по Ю. С. Савенко, должно включать в себя восемь применяемых последо­вательно и описанных ниже принципов:

1. Рассмотрениб самого себя как тонкого инструмента, органа постиже­
ния истины и длительное пестование себя для этой цели. Убеждение в необ­
ходимости для этого чистой души.

2. Особая установка сознания и всего существа: благоговейное отношение
к Истине и Природе, трепетное — к предмету постижения: понять его в его
самоданности, каков он есть.

3. Боязнь не то что навязать, но даже привнести что-то инородное от себя,
замутнить предмет изображения, исказить его. Отсюда задача: не доказать
свое, не вытянуть, не навязать, не выстроить, а — забыв себя, отрешившись
от всех пристрастий, — войти в предмет изображения, раствориться в нем и
уподобиться ему и, таким образом, не построить, а обнаружить, то есть адек-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: