Глава I. Поведенческая норма, патология, девиации. Ватно понять, постичь. Этому служит процедура феноменологической редук­ции или «эпохе» (греч

ватно понять, постичь. Этому служит процедура феноменологической редук­ции или «эпохе» (греч. «воздержание от суждения»), представляющая после­довательное, слой за слоем, «заключение в скобки», то есть «очищение» от всех теорий и гипотез, от всех пристрастий и предубеждений, от всех данных науки, «сколь бы очевидными они ни были». Временная «приостановка веры в существование» всех этих содержаний, отключение от них высвобождает феномены из контекста нашей онаученной картины мира, а затем и повсед­невного образа жизни, «сохраняя при этом их содержание в возможно боль­шей полноте и чистоте». Эта процедура включается по мере необходимости на любой ступени феноменологического исследования. На начальном этапе она возвращает нас в «жизненный мир», то есть к универсальному горизонту, охватывающему мир повседневного опыта, освобожденному от всевозмож­ных научных и квазинаучных представлений, заслонивших первозданную при­роду вещей.

4. «Феноменология.начинается в молчании», внутренней тишине, забве­
нии всего, не относящегося к данному акту постижения, отключении от кру­
говерти собственных забот. Любая собственная активность — помеха. Вплоть
до ведения самой беседы, в лучшем случае — до первой встречи с психически
больным. Нередко продуктивнее «смотреть и слушать со стороны» беседу кол­
леги с больным.

5. Полное сосредоточение внимания на предмете, точнее, на его «гори­
зонте», то есть не только на моменте непосредственного восприятия, но и на
всех «до» и «после», всех скрытых, потенциальных, ожидаемых сторонах пред­
мета, то есть на предмете, взятом во всем его смысловом поле.

6. Далее следует процедура «свободной вариации в воображении», в кото­
рой совершается абсолютно произвольная модификация предмета рассмот­
рения в различных аспектах посредством мысленного помещения его в раз­
нообразные положения, ситуации, лишения или добавления различных
характеристик, установления необычных связей, взаимодействия с другими
предметами и т. д. Задача — уловить в этой игре возможностей инвариант­
ность варьируемых признаков. Этим достигается усмотрение сущности в виде
конституирования феномена в сознании в ходе постепенной «кристаллиза­
ции» его формы. Это и есть «категориальное созерцание» (в отличие от чув­
ственного), или «эйдетическая интуиция».

7. Описание. По словам Гуссерля, «лишь тот, кто испытал подлинное изум­
ление и беспомощность перед лицом феноменов, пытаясь найти слова для их
описания, знает, что действительно значит феноменологическое видение.
Поспешное описание до надежного усмотрения описываемого предмета мож­
но назвать одной из главных опасностей феноменологии». В связи с частой
уникальностью описываемого используется описание через отрицание, опи­
сание через сравнение (метафоры, аналогии), описание через цитирование и
передачу целостных картин поведения. Необходимо взыскательное отноше­
ние к лексическому выбору и терминологии, внимание к оттенкам не только
смыслового поля, но и этимологических истоков, к звуковому и зрительному
гештальту слов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: