Рассказ Ирины Бродской «Дозы солнца»

из сборника «Молитва о Пушкине» [18]

Они называли себя мушкетёрами. «То же ещё мушкетёры!»- смеялись в классе. Мишка носил очки и прихрамывал, Санька был маленький и тощий, и только Марата, толстого, неповоротливого можно было ещё кое-как назвать Портосом. Во втором классе Мишка рассказал историю о трёх мушкетёрах, вот тогда они и решили жить под девизом - Один за всех и все за одного. Так и жили. Их дома были на одной улице, и после уроков они подолгу пропадали в каждом из трёх подъездов. Конечно же, ходили друг к другу в гости, потому что в каждом доме было то, чего не было в другом. У Саньки была собака непонятной породы, да ещё и со странным именем - Тюлька. Больше всего в жизни Тюлька любила телевизор, особенно программу «В мире животных» и боевики. А Санькин папа умел показывать фокусы, хотя в цирке уже давно не работал. Жили они втроём, не считая, Тюльки, - папа, Санька и бабушка. А мама умерла.

У Мишки дома всегда пахло лейкехом - бисквитным пирогом с орехами, и было много толстых старинных книг, которые перелистывать уже удовольствие. А у Марата был компьютер...

Собирались по воскресеньям, потому что в другие дни не получалось: то уроки, то шахматы, то спорт. В пятницу Марат с родителями шёл в мечеть на пятничную молитву. В субботу не мог Мишка. Он даже из дому в этот день не выходил, потому что в субботу - шабат. А в шабат ничего делать нельзя, нужно только отдыхать. Сотворил Бог мир за шесть дней и, увидев, что этот мир хорош, в седьмой день, то есть в субботу, отдыхал. В воскресенье Санькин папа уходил к друзьям, бабушка шла в церковь, иногда брала с собой Саньку, в основном, по большим праздникам, на Пасху, на Рождество, Троицу.

О том, кто куда ходит и кому молится, они никогда не говорили. И не потому, что эта тема была запретной или неинтересной, просто не говорили вот и всё.

Но однажды произошло событие, которое всё изменило. Как-то на уроке им рассказали о живописи, как в старину рисовали иконы, потом всем классом пошли в музей, эту самую живопись посмотреть. Когда шли назад, решили зайти в церковь, где было много старинных икон. Мишка в церковь не пошёл, остался дожидаться на улице.

На вопрос Саньки: «Почему?» ответил: «Я не могу - Я еврей».

«Ну и что, что ты еврей?» – удивился Санька.

«Понимаешь, Христиане – язычники. Они рисуют Бога, а этого делать нельзя...».

«Да? Ну,.. ты же не молиться идёшь... В музее ты же иконы смотрел...»

«Не положено... Как ты не понимаешь, христиане и евреи... они...»

«Что они? Враги, что ли»?

«Нет... разве мы с тобой враги, но...».

Мишка так толком ничего и не объяснил, а Санька ничего и не понял. Вечером за чаем, Санька рассказал обо всём папе и бабушке.

«Я всегда знала, что этим кончится, - сказала бабушка, - нечего ему с иноверцами дружить!»

«Не смейте этого говорить!» - папа так ударил по столу, что чашки жалобно взвизгнули. «Кто такие иноверцы?» - спросил Санька.

«Не знаешь? Ты ведь уже взрослый и должен видеть, в каком ужасном мире мы живём! Кто бандиты террористы? Мусульмане! Кто взрывает дома и самолёты? Мусульмане!

Кто убивает людей? Снова мусульмане! Они хотят весь мир сделать мусульманским!»

«Папа, это правда?» – ошарашено спросил Санька. Папа встал и, не сказав ни слова, вышел из комнаты.

«А евреи? - бабушка перешла на шёпот, знаешь ли ты, что более заклятых врагов у христиан нет? И ты думаешь, твой Мишка этого не знает? И я тебе скажу почему: это они убили Бога, нашего Бога, они его распяли, нашего Господа!»

«Когда это было... И... при чём тут Мишка?»

«А при том, что кровь Иисуса Христа и на тех, кто приговорил его к смерти, и на их детях. Они все виноваты!»

Санька потерянно молчал.

«Ты должен понимать, - продолжала бабушка, - что истинных друзей можно найти только среди православных, а Мишка и Марат никогда не будут тебе ни настоящими друзьями, ни единомышленниками. Ты заглядывал каждому из них в душу?»

«Заглядывал», - растерянно прошептал Санька.

«Ничего ты не знаешь, что в их душах, и что им говорят их - родители, и чему они их учат...»

«Бабушка! Мне... нужно идти! Срочно! Я должен всё выяснить немедленно! -

Санька выскочил из-за стола и помчался к двери.

- Куда на ночь глядя? Да ещё и раздетый!

Мишкин дом был от него первым. Дверь открыла Мишкина мама: «Что случилось? Почему так поздно?»

«Мне надо срочно поговорить с Мишей».

«Проходи».

«Нет, нет... пусть он спустится на минутку».

Мишка вышел быстро, на ходу надевая очки. Был он без шапки, но в варежках.

- Пойдём к Марату..., надо поговорить...

Подъезд в доме Марата был самый тёплый.

- Можешь толком сказать, что случилось? - спросил Марат.

- Мне надо разобраться... Ты в свою мечеть ходишь?

- Ну, хожу... И что?

- О чём вы там молитесь?

- Как о чём? Мы молимся всемогущему Аллаху, чтобы он помог...

- Взрывать дома и убивать людей?

- Ты... что, сдурел? Ты... чего говоришь?

- Знаешь ли ты, что все мусульмане убийцы?

- Ты... ты... – дурак! Я... тебя ненавижу! Марат рванулся к Саньке и с одного удара уложил на пол.

- Что вы делаете? – Мишка, он бросился на Марата, но, споткнувшись о Саньку, свалился на него сверху, больно ударив в лицо локтем.

- Пошёл вон... еврей! – заорал Санька. Мишка отлетел к батарее и осел на пол. - Ты... что сказал? Что ты… сказал? Я... еврей. Ну, и что? Ты раньше этого не знал? – шептал он.

Все трое тяжело дышали, Мишка шарил по полу в поисках очков. Раздавленные, они поблёскивали у ног Марата. И тут вдруг Санька расплакался, он плакал зло и надрывно, а Марат и Мишка молчали. Потом Санька сказал: «Пошли отсюда!»

Они вышли из подъезда. Во дворе было темно, и Мишка, беспомощно растопырив руки, пытался ногой нащупать ступеньку. Марат и Санька одновременно подхватили его под руки. Уселись на скамейку. Долго молчали. Холодный ноябрьский ветер пронизывал насквозь. Санька пытался унять дрожь.

- Возьми,- сказал Марат, протягивая шарф, - у меня тёплая куртка. И опять они долго сидели молча, потом Санька сказал: - Моя бабушка говорит, что Бог - это любовь. Почему же тогда разные верующие так друг друга ненавидят? - Потому что у каждого свой Бог, - ответил Марат. - Но зачем тогда их так много, так много, если нужен один и... настоящий...

- У нас, у евреев, один Бог... Бог Авраама, Исаака и Якова, - сказал Мишка.

- А о Христе ты что-нибудь знаешь? - Не знаю... Но я знаю, что христиане всегда убивали евреев. - Потому что они убили Христа? - Я не знаю... Я ничего про это не знаю.. Я только слышал, что его убили римляне, да и потом он сам был евреем...

- А твой бог - Аллах? - Это - правда, что он учит убивать всех неверных? - Нет! Всемогущий Аллах повелевает помогать несчастным бедным... А ещё он говорит, что каждый человек - это его наследник на земле... И знаете, что я думаю... те мусульмане, которые террористы, они не настоящие мусульмане. - Значит те христиане, которые убивали евреев, они не настоящие христиане... - А еврейский Бог? Он какой? - Он Царь Вселенной. Он помогает, исцеляет больных. Ему надо молиться, чтоб он дал сердцу ум, а мысли сделал чистыми..., чтобы язык каждого человека уберегал от зла.

И опять они долго молчали.

- Холодно... и поздно уже, - сказал Марат, - домой надо.

- Возьми свой шарф...

- Не стоит. Я дома, а тебе ещё идти.

Мишку Санька провёл до квартиры. - У тебя есть ещё очки? - Есть, но они с трещиной... Ничего, мама закажет другие.

А через несколько дней Саньке приснился сон. Он стоял посередине белого города, кругом были белые дома и белые улицы. Навстречу ему шёл человек, в длинной белой одежде. Он был похож то ли на священника, то ли на волшебника. Волосы у него были чёрно-седые, глаза тёмные, а лицо красивое и улыбчивое... И Санька спросил его:

«Виноват ли Мишка в том, что евреи убили Христа?»

«Нет, он не виноват... Христа присудили к смерти люди, которые не были согласны с его учением... В те трагические часы одни кричали «Распни его!», а другие плакали... И первые, и вторые были евреями. Ученики, Христа апостолы, которые разнесли его учение по всему миру, тоже были евреями».

- Почему разные религии друг на друга злятся?

- Зло приносят не религии, не вера, а люди. Человек, который делает зло, может быть и иудеем, и христианином, и мусульманином.

- Бабушка говорит, что вера православная - самая правильная, а все остальные будут в аду скрежетать зубами.

- Не следует никому думать, что только его вера знает истинную дорогу к Богу. Каждый ищет свою дорогу, и найти её совсем не просто... Любя своё, нельзя быть жестоким по отношению к другому. Чем больше мы будем искать тех, кого не любим, тем дальше будем уходить от Бога.

«Все бандиты тоже говорят: «Аллах, Аллах...»

«Да, но, произнося это имя и совершая зло, они предают Аллаха... «Аллах» - это очень древнее слово. Этим словом на Востоке называют Единого Живого Бога, которому поклоняются не только мусульмане, но христиане и иудеи... В Коране, Священной книге мусульман можно увидеть имена и Авраама, и Моисея, и Иисуса Христа... А в православном молитвеннике ты найдёшь молитвы и псалмы, которые есть молитвеннике иудейском. Одними и теми же словами обращаются к Всевышнему самые разные люди.

Беда в том, что все они почти ничего не знают друг о друге и о чужих религиях, что написано в Священных книгах Коране и Торе, чему учил Иисус Христос... Бог один для всех, и все люди - Его дети.

«Тогда зачем так много этих самых религий!? Надо их все соединить, чтобы они не дрались между собой».

«Не надо... У каждой религии есть своё неповторимое. Православные храмы не похожи на католические, ни по своей архитектуре, ни по тому, как они выглядят внутри... Православные любят иконы, католики предпочитают скульптуру. А протестантские церкви очень скромные. В синагогах и мечетях вообще нет никаких картин и скульптур».

Это как в живописи: старые мастера писали свои картины совсем не так, как пишут современные художники. Но и те, и другие хороши. У каждого своя манера, свой почерк. А если все эти стили смешать, что получится? Так и религии. Каждый идёт своим путём, чтобы познать Бога. И все на этом пути спотыкаются, падают, потом идут дальше... И всем светит солнце, каждому оно отдаёт своё тепло, кому-то посылает больше тепла, кому-то меньше. Но все получают свою дозу солнца... И пусть будет у каждого своё, и пусть будет одно общее - любовь к Богу и любовь к людям - своим и чужим.

Санька проснулся неожиданно. Было раннее воскресное утро. Но он вскочил и стал одеваться. Бабушка уже была на кухне.

- Куда ни свет, ни заря? - Я мигом... Мне надо, а то я всё забуду.

Ближе был дом Мишкин... А потом они вдвоём побегут к Марату...

Приложение № 2

«Раздаточные материалы: статьи и определения»

МОЛИТВА

Господи! Путь наш

Меж камней и терний,

Путь наш во мраке.

Ты - Свет невечерний -

Нас осияй!

В мгле полунощной,

В полуденном зное,

В скорби и радости,

В сладком покое,

В тяжкой борьбе -

Всюду сияние Бога Святого,

Божия Мудрость, и Сила, и Слово…

Слава Тебе!

А. Хомяков

Этимология (происхождение) слова ВЕРА - предположительно восходит к древнему индоевропейскому слову «варатра» (верёвка, канат; то, что связывает, соединяет)

Вера, признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово В. употребляется еще в смысле религиозного учения, например христианская В., магометанская В. и др. См. Религия. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Вера - один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни мы верим, но верят и находящиеся вне Церкви... Они хотя не принимают Священного Писания, а руководствуются своими какими-либо учениями, впрочем и те принимают верою» (Сyr. Hieros. Catech. 5. 3). Нерелиг. В. проявляет себя как уверенность в ком-нибудь или в чем-нибудь (В. в человека, в прогресс, в научное открытие, в буд. урожай). Религ. В. определяется отношением человека к Божеству и проявляется в признании Его бытия, в доверии и верности Ему. Нередко В. называют сумму убеждений, вероучение и даже религию. (Православная энциклопедия, электронная версия)

ВЕРА ж. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем–либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; || верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; || совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. || Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание; || стар. клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку. Вера по убеждению, слияние разума с волей. «Вера, это та способность разума, которая воспринимает действительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и сознание рассудка» Хомяков. (Словарь Даля)

ТЕРПЕ'ТЬ, терплю́, те́рпишь, несов.

4. кого-что. Мириться с кем-чем-н., допускать наличие, существование кого-чего-н., снисходительно переносить кого-что-н. (Словарь Ушакова)

Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению. ‑мость, свойство, качество это. Терпимость вер, разных исповеданий. Терпимость личных убеждений. Терпельник, ‑ница, мученик, терпевший много от преследований, гонений, особенно за веру. (Словарь Даля)

Веротерпимость ж. свобода иноверцам исповедовать веру свою.

Впротерпимое государство, не стесняющее иноверцев в отправлении обрядов. (Словарь Даля)

Веротерпи́мость, веротерпимости, мн. нет, жен. (книжн. офиц.). Признание права свободного исповедания любой веры, веротерпимое отношение. Проявлять веротерпимость. Отличаться веротерпимостью. (Толковый словарь Ушакова)

Веротерпи́мость, -и, жен. Терпимость к чужой религии, признание её права на существование. (Толковый словарь Ожегова)

Веротерпимость - важнейшая ценность современной цивилизации, и она предполагает уважение к любой религии и признание ее права на свободное существование. В конституциях очень многих стран (в том числе и России) провозглашается «свобода совести» - право личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В аэропорте Сингапура находится молельный дом, в разных комнатах которого представители разных религиозных конфессий могут молиться своему Богу. В Иерусалиме на небольшой территории Старого города уживаются одновременно всемирно известные православные, иудейские и исламские святыни. На Поклонной горе в Москве недавно построены православный храм, мусульманская мечеть и синагога. Это примеры подлинной веротерпимости. Религия как форма культуры тоже предполагает возможность диалога. Здесь это выражается в совместных действиях верующих различных вероисповеданий в борьбе за мир, за спасение планеты от экологической катастрофы и в решении других глобальных проблем. (Режим доступа: http://www.sociys.ru/soc124.htm)

1. «Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 10-12 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).

За последнее десятилетие количество религиозных объединений увеличилось в 7 раз и составило на начало 2002 г. – более 20 тысяч. Среди них: местные общества и религиозные центры, монастыри и духовно-образовательные учреждения, миссии, братства и сестричества. По некоторым экспертным оценкам еще от 3 до 5 тысяч религиозных групп действует без государственной регистрации, поскольку она не носит обязательного характера. Сегодня в России действуют религиозные объединения 60-ти направлений. К числу объединений, имеющих наибольшее число последователей, относятся Русская православная церковь, мусульманские и протестантские объединения.

Религиозные организации органично включены в общественную жизнь, активно и плодотворно занимаясь социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Есть все основания утверждать, что в Российской Федерации созданы условия для осуществления гражданами своих прав на свободу совести.

Правда, это никак не означает, что государство и общество освободились раз и навсегда от всех проблем, связанных с обеспечением прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповеданий. К сожалению, религиозные организации в отдельных случаях могут играть и дестабилизирующую роль, поддерживая националистические или сепаратистские движения. Нередко и со стороны органов государственной власти и муниципального управления допускаются отступления и нарушения действующих российских законов о свободе совести и религиозных объединениях. Об этом пишут средства массовой информации, говорят политики и общественные деятели, руководители религиозных центров, сообщается в теле-и радиопередачах. И сегодня в ряде прозвучавших выступлений сообщались подобного рода факты».

2. «В России государство, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное, правовое, определяется и как светское. В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Принцип светскости имеет ключевое значение для обеспечения религиозных свобод, поэтому его развернутое понимание содержится в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон (ст.4, п. 2) устанавливает, что государство:

· не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

· не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

· не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам;

· обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»

3. «Принцип свободы совести, как одного из неотъемлемых прав человека, раскрыт во второй главе Конституции РФ. Основополагающей является статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В данном тексте присутствуют все основные общепризнанные принципы свободы совести, зафиксированные в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рекомендация ПАСЕ «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе» и др.).

Добавим, что в Конституции РФ закреплены и некоторые другие важные для утверждения религиозной свободы принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; неприкосновенность частной жизни граждан; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на получение и распространение информации любым законным способом; право на альтернативную гражданскую службу (ст.ст. 19, 17, 23, 29 59).» (М.И. Одинцов «Конституционно-правовые гарантии свободы совести и вероисповедания в России», Режим доступа: http://www.rusoir.ru/president/works/163/)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: