Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.
Выделяются фонетические, лексические, синтаксические, фразеологические изобразительные средства и тропы. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
Языковые средства
| Назначение в тексте
|
Анафора
| Для усиления предшествующего слова
|
Антонимы
| Как выразительное средство создания контраста
|
Бессоюзие
| Для создания впечатления быстрой смены картин
|
Вводные слова
| Указание на последовательность изложения. Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам
|
Вопросительные предложения
| Служат собственно вопросом. Подчёркивают нужную мысль. Выражают предположение.
|
Восклицание
| Выражение сильного чувства, волнения. Выражение отношения автора
|
Вставная конструкция
| Дополнительное пояснение, уточнение, поправка, оговорка, попутное замечание, добавочное сведение.
|
Гипербола
| С целью преувеличения какого-либо явления
|
Градация
| Произвести впечатление по нарастающей
|
Деепричастие и деепр. обороты
| Для выражения краткости, динамичности
|
Диалектизмы
| В качестве средства выразительности. Для создания местного колорита. Для передачи особенностей речи жителей определённой местности.
|
Игра слов
| Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо.
|
Метафора
| Для создания образности и компактности в плане языковых средств. Особая выразительность и эмоциональность речи
|
Метонимия
| Предельно краткое выражение мысли. Источник образности
|
Многосоюзие
| Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения. Для усиления выразительности речи
|
Неологизмы
| Для создания оттенка необычности, новизны
|
Неполные предложения
| С целью экономии языковых средств
|
Обобщённо-личные предложения
| С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках
|
Образные выражения
| С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия
|
Однородные члены
| Зарисовка общей картины как единого целого. Создание гаммы красок, звуков. Создание ряда эпитетов
|
Олицетворение
| Для создания образности, выразительности
|
Парцелляция
| Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений
|
Побудительное предложение
| Для выражения волеизъявления говорящего
|
Присоединительные конструкции
| Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность. Придают характер разговорности, непринуждённости
|
Профессионализм
| В качестве показателя образованности в определённой сфере
|
Прямая речь
| Дословная передача чужого высказывания. Средство характеристики говорящего. Средство создания художественного образа
|
Разговорная лексика
| Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности
|
Риторический вопрос
| Для привлечения внимания читателя
|
Риторическое обращение
| Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи
|
Ряды синонимов
| С целью указания смысловых оттенков. Для характеристики экспрессии или эмоций
|
Синекдоха
| Сделать речь точной, яркой, художественной. Чтобы избежать повторений
|
Сравнение
| Для создания художественной выразительности
|
Стилистически окрашенные слова
| Для выражения отношения к предметам, поступкам. Для выражения различных чувств
|
Термины
| Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова.
|
Фразеологизмы
| Для придания высказыванию выразительности. Для создания образности
|
Цитирование
| В целях дословной передачи чужих слов.
|
Эллипсис
| Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.
|
Эпитеты
| С целью художественной выразительности.
|
| |
| |
| |
|
|
Тропы
| Характеристика
| Примеры
|
Аллегория
| Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа
| В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
|
Гипербола
| Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение
| Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
|
Ирония
| Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки
| Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
|
Литота
| Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления
| Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
|
Метафора
| Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии
| Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
|
Метонимия (переименование)
| Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними
| Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
|
Олицетворение
| Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ
| Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
|
Перифраза
| Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
| Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
|
Развернутые метафоры
| Несколько метафор, связанных между собой по смыслу
| В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
|
Синекдоха
| Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
| Пуще всего береги копейку
|
Сравнение
| Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами
| Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
|
Эпитет
| Художественное, образное определение
| Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным
|